Их высота

11 ноября народ России вспоминает погибших в Чечне. В этот день для восстановления конституционного порядка в республику были введены войска. Сегодня в районном центре и во всех сельских поселениях прошли митинги, на которых жители отдали дань памяти парням, отдавшим свои жизни за мир и покой в стране.
Ни первая, ни вторая Чеченская война не прошли мимо нашего района. Кого-то из призванных в армию она обожгла, кого-то поранила, а двенадцать парней так парнями и останутся. Ни седых волос, ни морщин, ни сына, ни дочки. Одна память, горькая, рвущая родительское сердце. И наше. Потому что эти ребята встали на пути террористов. Контртеррористическая операция была на самом деле войной, где требовалось главное: мужество. У каждого из солдат России была своя высота. Высоту взяли и ушли на небо. Выше — некуда.
Дмитрий Лабунец
На детских фотографиях он выглядит щупленьким, робким и сосредоточенным. И вдруг Чечня, война, и Дима — за рулем военного автомобиля. Попробуй скажи, что это тот самый мальчишка с большими мечтательными глазами.
Говорят, что свою гибель человек чувствует, но не понимает. Не отдает отчета, с чего бы это ему вдруг захотелось немедленно сесть и написать маме письмо. Дима перед последним боем фотографировал друзей. Взял фотоаппарат и щелкал-щелкал, пока не закончилась пленка. При этом приговаривая: «На память!..»
…По дороге из Аргуна в Гудермес колонна автомобилей попала в засаду. Заряд гранатомета попал в машину Лабунца, и он из водителя стал автоматчиком. Отстреливался до последнего патрона. Так воевали в Великую Отечественную под Сталинградом.
Александр Костромин
Погиб под Бамутом. Эту смерть можно назвать роковой. Он выходил из таких кровавых передряг, что уже казалось — для него смерти нет. И вдруг на перекуре — случайная ракета. С губ ребят даже вздох не успел сорваться. В п. Молдаванский от Саши приходили пронзительные по своему жизнелюбию и непосредственности письма. Вот отрывок: «Мама, а как вы там живете? Ты меньше себя перетруждай. Старайся не сильно уставать. Ирина, сестричка, а как у тебя дела? Ты смотри — учись хорошо! Хоть ты и пишешь, что тебе надоело уже, но учиться надо, чтобы мне большие письма писать. Возможно, ночь с 31 на 1 буду стоять в наряде на КПП. Выпейте за меня, чтоб мне не холодно было…»
Андрей Горбань
Вырос в х. Трудобеликовском. Мама его лелеяла как та орлица. Чтоб не простудился, чтоб не ударился, чтоб лишний раз не огорчался. «Мой Андрюшенька!..»
Андрей Горбань должен был вырасти в маменького сынка, а оказался в числе тех воинов российской армии, кто бился за вокзал города Грозного. Военные считают, что именно здесь шли самые жаркие бои, действительно не на жизнь, а на смерть.
Чеченская война унесла не только жизнь Андрейки. Отец Анатолий Петрович поехал искать сына в Чечню. Рассуждал так: раз тела не нашли, значит, есть надежда. Может, в плену? В Чечне сгинул и Анатолий Петрович. На Трудобеликовском кладбище им поставили памятник — один на двоих.
Роман Ткаченко
Роман тоже из хутора Трудобеликовского. И его тоже искали. Родные не хотели верить, что Ромки нет. Как так, что это за зигзаги судьбы?! Родился в Грозном, чтобы потом, уже солдатом, здесь же и голову сложить? Фамилия Ткаченко это все равно что Иванов. Искали и надеялись, что жив. Но живыми были другие ребята по фамилии Ткаченко. Своего живым они так и не нашли.
Доподлинно известно, что в одном из самых страшных грозненских боев Роман Ткаченко вытащил из-под огня истекающего кровью офицера.
Андрей Горячев
Андрей получил школьный аттестат, где было только три четверки. Остальные предметы — на пять. Мечтал о юридическом образовании. «Юрист, — говорил он, — все расставит по местам». Но война оказалась сильнее, это её расстановка отняла у родителей сына. В одном из последних писем Андрей, оберегая от волнения маму, бодро сообщал: «Мы — связь. Не стреляем, и в нас пули не летят. А охранять будут свои ребята. Мама, не волнуйся. Я точно знаю, что все сложится хорошо».
Как быстро на войне взрослеют. Призывался ребенок, а письмо написал взрослый сильный мужчина.
Роман Леошко
У родителей Романа, Валерия Андреевича и Наталии Николаевны, есть видеокассета, где записаны пять боев сына. Он был классный рукопашник. Посмотришь, как ловко парень побеждает, играючи кладет на лопатки даже самых плечистых соперников, и невольно появляется мысль: «Такому нечего бояться!..» Он и не боялся, свято веря, что победит спустившихся с гор бородачей. Все оказалось сложней. Роман погиб в районе Бамута. Они спешили на выручку к своим и попали в засаду, под кинжальный огонь. Кто-то спрыгивал с «Бетээра», чтобы открыть вступить в бой, а Леошко просто упал сраженный пулей.
После гибели сына отец собрался с силами и поехал в часть, где служил Роман. Ему показали аккуратно заправленную койку, краповый берет и фотографию на тумбочке. Все это здесь неприкосновенно. Это священная память.
Сергей Теслин
Сергей родился в Старонижестеблиевской. В детстве любил зимой погонять шайбу на Ангелинском ерике, просто покататься на коньках. Это же здорово, когда ты летишь на тонких полосках стали. Пройдет несколько лет, и Сергей узнает, что сталь бывает не только мирной, но и боевой, что сердце может замирать не только на счастливое мгновение… О подробностях гибели Теслина расскажет в письме родителям его командир: « Ставилась задача сопроводить колонну с гуманитарной помощью. Экипаж БТР, на котором находился ваш сын, был встречен огнем боевиков. Ваш сын одним из первых начал отражать нападение боевиков, вызывая огонь на себя…»
Василий Ветров
Василий всегда, с самого раннего детства, был основательным. Заправлял кровать, в мороз туго повязывал шарф. После школы поступил в техникум: нужна специальность, чтобы кормила, чтобы семья не знала нужды. Его Оля так и думала: «Я за ним, как за каменной стеной буду…» Об этом же говорили и боевые друзья в Чечне: «С ним в разведку — хоть сию минуту…»
Свой последний бой парень из Марьянской Василий Ветров вел тоже основательно. Сначала его ранило в руку. Он перехватил автомат и опять дал очередь. Потом пуля нашла самое уязвимое место. В документах военного комиссариата так и запишут: «Сквозное пулевое ранение в область сердца».
Александр Ковалев
Александр учился в СОШ № 7 ст. Полтавской. Считалось, что Ковалев мог и за себя постоять, и за других. С ним хорошо было дружить, а ссориться — это себе дороже. Так вышло и в Чечне. Бандиты думали, что тягаются с пацанами, что справятся с ними играючи, но не тут-то было. Пацаны, как и в Великую Отечественную, шли в атаку, под пули, брали высоту, подрывали себя гранатой, чтобы живодеры лесные не взяли в плен. Саша погиб как герой. Герой по факту. Посмертно старшему лейтенанту А.Г.Ковалеву было присвоено звание Героя России.
Александр Жуков
Александр — из Ивановской. Станица памятливая. Кого ни спроси о Жукове, скажут: «О-о! Это наш герой!..»
Саша был добрый, опрятный. Вроде бы никто особо и не приучал быть чистюлей, но Саша им был. Рубашку погладит, стрелки на брюках наведет. Костюм на Саше сидел безупречно. Александр и военную форму умел как-то так спрямлять и приглаживать, что с первых дней службы выглядел молодцом. И только когда он оказался на больничной койке, страшно израненный после боя, следить за порядком стала мама. Надо обтереть, надо побрить. Надо верить, что никто не произнесёт слово «умер». Произнесли.
Александр Семик
Александр — из х. Отрубные. Воевать ему пришлось в разведывательно-десантной роте. Где же еще? Саша — сельский парень, хорошо ориентируется на местности. Ему и еще одному разведчику выпало задание зайти противнику в тыл и вызвать панику, чтобы «долбануть, как следует». На пару они все сделали, как надо. Вот только уйти Саша не успел. Кто-то из бандитов пальнул из гранатомёта «на удачу». И удача, будь она неладная, не отвернулась от бандита. Она отвернулась от Александра Семика. Граната разорвалась фактически у него под ногами.
Андрей Саскевич
Андрей — стеблиевец. У него всё было расписано по пунктам и срокам. Сначала армия, потом женитьба, потом дети. Где-то между всем этим — строительство дома. Дом должен быть большим, тёплым и светлым. Саша знал, о чем говорил. До армии он поработал в колхозе трактористом, понял, что если не лениться, в кармане обязательно зазвенит. Все планы разрушила война. Вертолет заходил на посадку, в нем были десантники, самые что ни на есть отборные. Уж они-то «поработали» бы. Но вертолет сбили. Все, кто в нем был — погибли разом, одномоментно. Они ушли, как братья по оружию, как равные. Все как один. Ушли героями.
Надир Шахбанов
Надир упокоился на кладбище в Старонижестеблиевской. Его жизнь унесла Чеченская война так же жестоко, невзирая ни на что. Ни на молитвенные мольбы матери, ни на нежный возраст солдата.
В выражении глаз Надира было что-то от ребенка. Наивность, любопытство, робость. Школьник да и только. Но на войне он был не из робкого десятка.
«Сам погибай, а друзей выручай», — это про нашего Надира Шахбанова.
Алексей Бирючинский
Алексей похоронен в Полтавской. Здесь нашел последний приют капитан ВВС, пилот вертолета, с 1993 года вылетавший на боевые задания. Сначала это была Абхазия, потом Чечня.
27-й по счету вылет стал последним. Роковым. Объятая пламенем винтокрылая машина в первый и последний раз не послушалась своего хозяина. Экипаж и группа десантников погибли все, как один. За Родину, за будущее. За то, чтобы на наши улицы пришел самый главный праздник. Имя ему — мир.

 

Встанице