Пожарный надзор

Созданию Государственного пожарного надзора (ГПН) предшествовал многовековой период накопления опыта в области надзора за обеспечением пожарной безопасности.
Как свидетельствуют архивные документы, в середине XV века в России были организованы первые органы пожарного надзора. Важным этапом в деятельности по охране от пожаров является издание царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года «Наказа о градском благочинии». Документ содержал правила предупреждения пожаров, соблюдение которых являлось обязательным для всех. За их нарушение налагался штраф, а виновник пожара подвергался ссылке.
После революции 1917 года на государственном уровне впервые поднимается вопрос о необходимости профилактики пожарной безопасности.
17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер с огнем». Через три года специальные комиссии при пожарных отделах, получившие название «пожарные тройки», начали проводить пожарно-технические обследования общественных зданий, промышленных предприятий, складов и других объектов. Так появились первые профилактические акции в России.
В мае 1926 года было созвано Всероссийское совещание пожарных работников, на котором обсуждался вопрос о состоянии пожарной охраны и задачах личного состава службы. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) разработал и представил правительству проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», который был утвержден Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР 18 июля 1927 года.
Эта дата считается началом образования Государственного пожарного надзора, как самостоятельной службы.
С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений. Многие из них отдали свои жизни в борьбе с огнем в годы Великой Отечественной войны и во время несения своей службы в мирное время.
Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году  были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению СССР в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF).
В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.
Реакцией на сложившуюся ситуацию стало принятие ряда законодательных актов, положивших основу формирования единой системы обеспечения пожарной безопасности. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законопроектах положений и норм.
Новым этапом в области технического регулирования по вопросам пожарной безопасности становится разработка и принятие в 2008 году Федерального закона №123 -ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволило снять существующие противоречия и установить чёткую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов, а также почти в 10 раз сократить объем ранее существовавшей нормативной базы в области пожарной безопасности
Важным элементом в системе контроля за обеспечением пожарной безопасности явились изменения, внесенные в федеральное законодательство. Впервые с 2001 года проверкам подлежат не юридические лица, а объекты защиты. Данное обстоятельство позволяет обеспечить контроль за всеми элементами противопожарной защиты объектов в комплексе, что позволит обеспечить безопасность всех граждан в случае возникновения пожара.
Изменения в административном кодексе Российской Федерации позволили от увещеваний перейти к реальным мерам воздействия на должностные лица, для которых исполнение требований, связанных с безопасностью людей, были только красивыми словами.
С.Романько,
государственный инспектор
Красноармейского района
по пожарному надзору

 

Встанице