В газете «Голос правды» за 26 мая в колонке «Чем живем» была допущена ошибка. Было написано, что в Староджерелиевской на постаменте стоит «Фордзон», то есть американский трактор, получивший широкую известность на первом этапе строительства колхозов. А на самом деле это «Универсал». Заметка в десять строк вызвала критические отклики. Так, например, житель ст. Полтавской В.Ф.Борисов позвонил в редакцию и сказал, что по джерелиевскому трактору не первый раз ошибаются, на кубанском телеканале тоже «Универсал» упорно называют «Фордзоном». А Борисов сам сидел за рычагами трактора этой модели, работая в колхозе «Заря» Калининского района, а потом в Казахстане, поднимая целину в… 1955 году. Да-да, здесь ошибки нет: У-1, а потом и У-2 были тружениками-долгожителями. Тот же джерелиевский «Универсал» верой и правдой работал в колхозе «Советская Россия» вплоть до шестидесятых годов. В последние свои «стажевые» годы – крутил молотилку.
Еще более обстоятельно о тракторе-памятнике поведал П.Я.Кирий, известный на Кубани аграрий, публицист, депутат 1-го созыва Государственной Думы. Петр Яковлевич рассказал, что на заре коллективизации Америка подарила России более 100 тракторов «Фордзон». Когда стали выяснять, есть ли на трактора гарантия, американцы горделиво дали понять: техника совершенна, ей гарантия не нужна. Однако скоро выяснилось, что местные кулибины, увеличивая проходимость трактора, приделали на колеса шипы, потом еще кое-что модернизировали, в том числе добавили лошадиных сил двигателю. Так и появился «Универсал», соответственно У-1 и У-2.
Весомую роль в установке памятника трактору сыграли парторг колхоза Е.М.Лысенко и сам П.Я.Кирий, в то время работавший в Староджерелиевской главным инженером. На постамент «Универсал» водрузили в канун празднования 60-летия советской власти в 1977 году. К месту своего триумфа тракторишко пришел своим ходом, а управлял реликвией последний её хозяин, знатный механизатор Николай Фотиевич Скляр.
Вот такая история…
Кстати, трактор был назван «Универсал» не случайно. На нем лежали все полевые работы: и пахота, и сев, и культивация. А если нужно, так трудяга ещё и грузовичком подрабатывал. На «Универсале» возили дрова, уголь, песок. При этом приговаривали: «Спасибо тебе, конь железный!..»