Медицина: «колхоз без председателя»

Количество жалоб населения на качество оказания медицинской помощи сегодня зашкаливает, даже рост цен и недостаточно хорошие дороги остались позади. Как и почему проблемы в нашей медицине только множатся, а так же о многом другом говорили на совещании, проведенном 1 июля главой района Ю.Васиным. Его участниками стали депутаты районного Совета, Совет ветеранов, руководство ЦРБ, заведующие отделениями, доктора и медсёстры.
Приказом министра здравоохранения Краснодарского края главный врач Красноармейской ЦРБ Э.Ткаченко с 1 июля освобождён от занимаемой должности по собственному желанию. Он посчитал нужным прийти на совещание и в коротком выступлении сказал:
— За прошедший год я многому у вас научился. Желаю коллективу больницы успехов!
Пока обязанности главврача исполняет Артём Кармирян — главный врач Марьянской участковой больницы. По словам главы района Ю.Васина, администрация уже представила в министерство здравоохранения края свои предложения по кандидатуре руководителя ЦРБ.
Почему вымираем?
Основной темой совещания должна была стать демографическая ситуация, но и других проблем не избежали. С цифрами рождаемости и смертности выступила заместитель главного врача М.Бородулина. За пять месяцев текущего года в районе умерло 644 человека (на 19 больше, чем за аналогичный период прошлого года), родилось 388 (на 20 человек меньше в сравнении с тем же периодом). В числе ушедших из жизни 148 мужчин и женщин трудоспособного возраста. Эти показатели выше среднекраевых.
Рост смертности дали заболевания органов кровообращения (ишемическая болезнь сердца, инсульты, инфаркты), онкологические, инфекционные (туберкулез, ВИЧ), травмы. С января по июнь район потерял пять детей и подростков в возрасте от 1 до 19 лет.
— Просто удивительно, что демографическую ситуацию 2014 года и пяти месяцев текущего мы рассматриваем только сейчас. Это надо было сделать максимум в феврале. Причина проста: руководство ЦРБ никак не могло разобраться с цифрами и это уже о многом говорит, — сказала заместитель главы района по социальным вопросам Л.Сидорова. — Каждый медработник по определению несёт личную ответственность за жизнь и здоровье пациента, так было и будет всегда. Красноармейская ЦРБ в течение уже нескольких лет находится в «черном списке». В 2014 году мы были одними из самых отстающих в крае, в 2015-м выглядим еще хуже. Самое печальное то, что ни администрация больницы, ни заведующие отделениями, ни врачи не видят и не хотят видеть слабых звеньев в своей работе. Еще меньше стремление эти ошибки исправлять. Нет просветительской работы, никто не спешит убеждать население в необходимости заботиться о здоровье, проходить диспансеризацию. Отделение профилактики должным образом не работает, и в том составе, в котором сегодня существует, хорошего результата не будет. Л.Сидорова привела свежий пример, когда недавним утром заехали в Трудобеликовскую участковую больницу и на диспансеризации увидели скучающую за чистым столом медсестру и — ни одного пациента. Люди не идут, потому что никто их туда не приглашает, не объясняет важности обследования. А раз нет профилактики – растут потери трудоспособности и смертность.
При том, что показатели работы падают, в ЦРБ из месяца в месяц не выполняется муниципальное задание, хромают темпы диспансеризации, Фондом обязательного медицинского страхования за неправильное оформление документов отклоняются счета на огромные суммы. По этим причинам только за 5 месяцев текущего года больница недополучила почти 12 миллионов рублей.
«Стой, куда прёшься?!»
— В этом году в администрацию уже поступило 83 обращения граждан, большинство жалуются на грубость врачей и медперсонала, — продолжила Людмила Васильевна. — Недавно я сама была свидетелем неэтичного поведения заведующей терапевтическим отделением Л.Жучковой. За выпиской из истории болезни к ней обратился пожилой человек, пролечившийся в стационаре. Врач, ссылаясь на занятость, повела себя очень грубо. Суть её ответа заключалась в следующем: «У меня нет времени, вас тут много, я же не разорвусь!».
Грубость в медицине губительна, сама профессия врача предполагает, прежде всего, сочувствие, милосердие к пациенту. И если даже в руководстве ЦРБ не все осознают, что некорректное поведение недопустимо, то что можно говорить об отношении к людям со стороны среднего и младшего персонала? «Пример» брать есть с кого. И как бы хорошо ни лечили пациента, грубое слово сводит к нулю все ваши усилия, надолго оставляя в душе человека обиду за незаслуженное оскорбление.
С этим мириться нельзя. Мы будем придавать широкой огласке каждый случай некорректного отношения медработников к людям, называть их имена – район должен знать своих «героев». И в этом нам помогут советы ветеранов, общественность, сами люди.
Другого здравоохранения у нас в районе не будет, и из тупика нам надо выходить только вместе. Надеюсь, что все трудности мы преодолеем.
Справедливость сказанного, уже после совещания, подтвердил председатель районного Совета ветеранов И.Коба, присутствовавший при разговоре. Он сам недавно лечился в стационаре и столкнулся с грубостью со стороны младшего медработника.
— Как известно, — рассказал Иван Александрович — каждому лечащемуся периодически назначают сдачу анализов. В один из дней, по незнанию, я поставил свою колбу не на тот столик, куда следовало, и тут же услышал грубый окрик девушки-медсестры или санитарки, она не представилась: «Куда ты прёшься?! Не видишь, тут чистая посуда стоит!». Возмутил не только тон, но и манера обращения ко мне, человеку в возрасте – на «ты». Почувствовав, что в следующую минуту просто могу сорваться и нагрубить в ответ, я молча ушел, но осадок в душе остался до сих пор.
Одна из докторов, присутствовавших на совещании, попыталась вступиться за Л.Жучкову, объясняя её поведение тем, что заведующей отделением приходится не только выдавать выписки, но и вести палаты, корректировать лечение, решать множество других вопросов. На это Л.Сидорова заметила: состоятельность врача определяется его профессионализмом, культура – воспитанием, а милосердие дается Богом. Если нет таких качеств, может, не ту профессию избрали?
Не работать – не получится
А.Кармирян, исполняющий обязанности главного врача ЦРБ:
— Стратегия краевого здравоохранения – снижение смертности и заболеваемости, и здесь основная ответственность лежит на участковых службах и врачах.
У нас не должно быть случаев смерти от заболеваний органов пищеварения, есть все возможности, чтобы выявлять их на самых ранних стадиях. Мы реально можем снизить смертность от туберкулеза, планово проводя флюорографию. Чтобы расширить охват населения, мы обратились в Новомышастовскую туберкулёзную больницу, и она бесплатно предоставила нам передвижную рентгенустановку с водителем. Но потом отказала: в большинстве сельских поселений люди просто не приходят. Значит, врачами не была проведена соответствующая работа. Теперь мы будем вынуждены заключать договор и оплачивать выезды этой установки.
Каждый участковый терапевт, врач, медсестра должны персонально отвечать за результаты своей работы. Люди не обследуются, всё идет самотёком, нет контроля со стороны врачей, недостаточно уделяется внимания ветеранам. Я считаю, что всем нам надо настроиться на деловой лад, добросовестно исполнять свои обязанности. Не работать и дальше – не получится.
Посторонним вход запрещен?
Ю.Васин, глава района:
— За всё, что происходит сегодня в районной медицине, несу ответственность и я. Все проблемы, жалобы и претензии людей ложатся мне на стол, и помогать в их разрешении – моя должностная и человеческая обязанность.
Ситуация в нашей ЦРБ заставила меня вникнуть в такие тонкости медицины, о которых ранее и не подозревал. Скажу сразу: неправда, что ничего изменить нельзя. Всё зависит от людей, занимающихся решением проблем, и в большинстве случаев требуется лишь добросовестное исполнение своих обязанностей.
У меня пока больше вопросов, чем ответов. В нашем районе сегодня падает рождаемость, и число появившихся на свет в нашем роддоме тоже сокращается, с каждым годом их всё меньше и меньше. Задумывались, почему? Созданы все условия, родильное отделение не хуже, а лучше, чем во многих других районах, а мамы предпочитают рожать в Краснодаре, Славянске, но не у нас. Я считаю, что у медперсонала родильного отделения есть повод критически отнестись к своей профессиональной деятельности.
Говоря об увеличении смертности, хочу отметить один факт. В Октябрьском сельском поселении каждая пятая смерть – от онкологии, позднее выявление. Скажите, кто мешает обратиться к руководителям сельхозпредприятий и учреждений этого поселения? Да они вам своих сотрудников строем приведут на обследование, если диспансеризация будет проходить не в уборочный сезон! А вместе с ними придут и деньги: Фонд медицинского страхования оплатит ЦРБ и доктору за каждого обследованного.
Из месяца в месяц больницей не выполняется муниципальное задание, которое, кстати, формируете вы сами. Его цена — 33 миллиона 660 тысяч рублей. Мы часто слышим: нет врачей, не хватает среднего и младшего медперсонала, но в это же время все 1523 ставки в ЦРБ заняты, и фонд зарплаты выбирается до копейки. Парадокс, но есть врач, который занимает 4 ставки! О каком качественном лечении можно говорить?
До сих пор нет порядка в работе отделения скорой помощи. Графика работы бригад нет, на 6 работающих автомобилей в смену – 8 бригад. Они что, по очереди ездят на вызовы? С 18 июня и по сей день «на приколе» стоит реанимобиль, оборудованный самым современным и самым необходимым для спасения человека оборудованием – не смогли приобрести запчасти стоимостью 7 тысяч рублей.
Не в те ворота
Формально, бездумно и бездушно проведена оптимизация расходов, сказал далее Юрий Валентинович. Она ведь заключается не в том, чтобы сократить штат, а в грамотном перераспределении бюджета ЦРБ. В результате самыми обиженными оказались медсестры и санитарки, средняя зарплата которых едва превышает 7 тысяч рублей. Для сравнения: разброс в зарплате заведующих отделениями по больнице колеблется от 23 до 127 тысяч рублей. Чувствуете разницу? Я не говорю, что заведующий отделением не должен зарабатывать, но надо же видеть разумные пределы. В Ивановской участковой больнице, да и в других, ситуация не лучше: сокращено количество медицинских сестер, санитарок, а на оставшихся взвалены обязанности уволенных. Люди физически не справляются с объёмом работы, и никто не подумал, что правильное выполнение назначенного врачом лечения, кроме медсестры, не сделает никто.
Много вопросов по рациональному использованию бюджетных средств. Даже поставщики удивлены, зачем заказывать шведские хирургические нитки, когда есть хорошие отечественные, в три раза дешевле? Почему бензин на наших заправках стоит 32 рубля, а ЦРБ закупает его по 35.70? С января по апрель «висели» невостребованными 19 миллионов рублей по территориальной льготе, предназначенные на приобретение лекарств, а нам сыпались жалобы на отсутствие нужных препаратов?
В сложившейся ситуации районное здравоохранение напоминает мне отстающий колхоз без председателя: кое-как процесс идет, но ни дела, ни работы, ни прибыли.
Бюджет районного здравоохранения составляет сегодня 487 миллионов рублей (для сравнения: собственные годовые доходы районного бюджета – 376 миллионов). Другого не будет, больше никто ничего не даст. Еще раз хочу подчеркнуть: многое, если не всё, зависит от главного врача ЦРБ, его заместителей, заведующих отделениями, от каждого доктора и медсестры. Нельзя равнодушно «отбывать» рабочее время, без вашего заинтересованного участия выйти из кризиса будет невозможно. Каждый, кто работает в медицине, должен знать, как зарабатываются средства, из чего складывается его зарплата, на какие цели расходуются оставшиеся деньги.
На совещании было предложено выступить и медикам: заведующие отделениями и врачи подняли самый острый, кадровый вопрос, особенно касающийся медсестёр. Ю.Васин подчеркнул, что администрация готова помогать, но искать кадры – дело ЦРБ. И предложил отбирать и направлять в медучилища девушек и женщин из числа младшего медперсонала, уже работающих в ЦРБ. А в целом по кадрам подвижки есть: с 1 сентября в район приедут 6 врачей, еще 32 человека продолжают обучение, 8 выпускников будут поступать в медицинские ВУЗы в этом году.
Одного из докторов волнует текущий ремонт медицинского оборудования, отсутствие рентгеновского аппарата в отделении реанимации, мелких расходных материалов – кабелей, электродов и т.д. Ещё один врач поднял вопрос о пересмотре тарифов за медобслуживание. Больше вопросов из зала не поступало.

 

 

 

Встанице