Анна Равкович, п. Краснодарский:
— Моя девичья фамилия Цаберт, я — Анна Карловна Цаберт, немка. Родилась в Казахстане, потом судьба закинула на Кубань. И хорошо, что так вышло. Здесь встретила своего суженого, Николая Степановича, по национальности белоруса. Он был солдатом, я работала поваром. Познакомились, полюбили друг друга, нажили двоих детей и четверых внуков. Вместе прожили 46 лет, и слава Богу! Так и за Россию, нашу Родину, хочу сказать… Главное, чтобы все российские народы жили дружно. Нам тогда никакие вихри не страшны будут. С этими мыслями я и встречаю праздник — День России.
Лилия Аксенова, ст. Ивановская:
— Я — Лилия Рамилевна Аксенова, по национальности татарка. Для меня есть понятие малая родина, место, где живу, и большая Родина — Россия. Я считаю, что жить в многонациональной стране — это хорошо. У нас очень пестрая, интересная палитра культур. Я – хормейстер по профессии, поэтому смело об этом говорю.
День России воспринимаю очень положительно. Это как день рождения страны, которую люблю, которой горжусь. На праздник я постараюсь приготовить хороший стол. Испеку пирог — балеш. Его рецепт несложный: муки 3-4 стакана, сметаны стакан, майонеза 1 ст. л., подсолнечного масла 50 мл, щепотка соль и соды, полкило говядины или телятины, столько же картофеля, пара головок репчатого лука, смесь перцев — по вкусу. Готовить его меня научила бабушка Нурия. Так что приходите в гости на пирог в российскую семью татар.
Зоя Огай, ст. Полтавская:
— Наша семья из тех корейцев, которые обрусели давно. Я родилась в Ташкенте, и после распада Советского Союза нам там стало некомфортно. Мы же все говорим по-русски, поэтому переехали жить в Россию. Здесь, в Полтавской, живём 8-й год. Приняли православие. Придерживаемся русских традиций, но некоторые корейские обычаи тоже стараемся не забывать. Например, празднуя первый год рождения ребёнка, свадьбу и 60-летний юбилей — добавляем к торжеству немного национальных моментов. Конечно, бережно храним рецепты корейских салатов. Но и «Оливье» очень любим. Новый год отмечаем, как все русские. Россия — это наша страна. Мы дружим и с русскими, и с татарами, с представителями любых национальностей — здесь всем хорошо.
Александр Чернявский, х. Крупской:
— В годы раскулачивания мои предки оказались сосланы на Урал. Моя прабабушка Анна Кирилловна Чернявская рассказывала, что, когда родителей расстреляли, вместе со всеми братьями и сёстрами они приняли решений вернуться в родной хутор. До того они любили свою малую родину, что не представляли себе жизни где-то ещё. Шли пешком вдоль железной дороги. Питались корешками и тем, что им подавали добрые люди. Весь путь составил около 6 лет…
Хочу отметить, что мы, казаки, считаем себя не воинским сословием, а народом. Нам очень важно сохранить свою культуру. В нашей стране, в России, с уважением относятся к традициям самых различных национальностей. И отрадно, что огромное значение придаётся возрождению кубанского казачества.
Кудрат Куджаев, ст.Полтавская:
— Дагестанцы — гостеприимный и благодарный народ. Кто только не покушался на нашу территорию. Но мы нашли друга в лице России и стали её частью. При этом сохранились все малочисленные народности нашей республики. К примеру, я табасаранец. У нас испокон веков ткали ковры, и эта традиция сохранилась. А что было бы с нами, если бы не Россия?
Мой дед воевал в Великую Отечественную и дошёл до Берлина. Так что все мы принадлежим к одной великой истории большой и сильной страны. Я люблю Россию и горжусь, что являюсь ее гражданином!
Людмила Погосова, ст. Полтавская:
— На Кубани мы живём уже 34 года. Успели уехать из Баку до трагических событий армянского погрома. А вот моя сестра испытала на себе этот ужас в полной мере. Её вещи выбрасывали с четвёртого этажа в разожжённый во дворе огромный костёр. В этом же костре чуть не оказалась и она сама. Спаслась только по счастливой случайности. Обожжённую и избитую, её вывезли из Баку русские солдаты. Боюсь представить, что было бы с нами, если бы не Россия.
Мой муж со своей матерью вскоре уехал в Армению, а я не захотела покидать свою вторую Родину. Здесь родились две мои красавицы-дочки, подрастают внучки, и я не представляю себе жизни где-нибудь ещё, кроме как в России, на Кубани. Никогда я не слышала в свой адрес каких-нибудь оскорбительных укоров типа «понаехали». Все мои подруги и подруги моих дочерей — русские. Россия приняла нас со всей душой, и мы это ценим.