Очень многие в Полтавской знают, кто управляется в мастерской по заточке бытовых инструментов, в той, что ютится у въезда в рынок. Мастера называют коротко – Михалыч, и в этом по-свойски звучащем обращении сокрыто, на самом деле, глубокое уважение.
Этот человек не ограничивается заточкой ножей, пил, изготовлением дубликатов ключей. В принципе, Петр Михайлович Гайдук на все руки мастер. Он может исправить неисправимое. Вдохнуть вторую жизнь в самый что ни на есть чермет. Исключение может быть только в том случае, когда починка выйдет дороже, чем новая вещь. Тут Михалыч разводит руки и, как истый философ, замечает: «Смысла нет!..»
Полезными в хозяйстве советами Петр Михайлович буквально сыплет. Вот, например, что было вынесено мной из непродолжительного общения с мастером.
Если у вас нет под рукой технического масла, а починка механизма замка не терпит отлагательств, роль смазки может выполнить графитовый порошок, тот самый, который «настригают», затачивая карандаш. То же самое с дверью, которая скрипит: положите кусочек графита в петлю — и проблема решена.
Если у вас накопились полиэтиленовые флаконы, можно и их пустить в дело для изготовления ручек инструментов. Полиэтилен расплавляют, жидкую его массу набивают в цилиндрическую форму, утрамбовывают и, пока она еще горячая, вдавливают в форму конец инструмента. Примерно по этой же технологии можно подправить прохудившиеся ведра. Вставьте в отверстие свернутый конусом кусок полиэтилена (острым концом наружу) и подожгите его с двух концов.
Удалить сломанный ключ из замка, советует мастер, проще всего тонкой пилкой от лобзика. Пилку вставляют в замок зубцами вверх, поворачивают на 90 градусов так, чтобы она зацепила ключ, и вместе с ним вытаскивают из замка.
Из увлечений П.М. Гайдука – изготовление деревянных ручек для ножей. Нельзя сказать, что все свободное время он только этим и занимается, но если уж возьмется — сделает все на «пять». Кстати, Михалычу и здесь есть что посоветовать.
Если кто-то решит попробовать повозиться с рукояткой из дерева, следует ориентироваться на бук, грушу или абрикос. Древесина этих пород прочная, не предрасположенная к растрескиванию и в обработке удобная.
— А вы думаете, почему наши деды на изготовление рубанков предпочитали дерево абрикоса? Именно поэтому! – поучительно восклицает Петр Михайлович.