Езиды станицы Новомышастовской отмечают два Новых года

Местная езидская община встречает праздник и по христианским, и по своим национальным канонам

Фото gumilev-center.az

Салат оливье, запеченный гусь и хашлама — все эти блюда успешно совмещаются на праздничном столе в семье новомышастовского езида Александра Асадова на встрече христианского Нового года.

Новогодний клоч

А когда подходит время новогодних празднований по-езидски, местная община вспоминает все древние обряды, чтобы встретить свой национальный Новый год. Отмечают его в середине марта, и, по сути своей, он имеет много общего с Пасхой. Езиды, как и все христиане, в этот день красят яйца, а еще пекут праздничный пирог клоч (чувствуете этимологическое сходство с куличом?). Рецепт езидского кулича очень похож на православный, но в него должны войти семь элементов — мукa, сахар, соль, яйца, сметана, масло и вода. Число 7 символизирует количество архангелов, спустившихся на землю. Внутрь замешанного теста кладут монету. После выпечки пирог разрезается на столько частей, сколько присутствует на празднике членов семьи, даже домашних животных в это число включают. Но первый кусок предназначен Богу. Тот, кому достается монета, считается хозяином года.

Столы на езидский Новый год накрываются богато — здесь и голубцы, и хашлама, и запеченные овощи. Свинину езиды не едят. Все мясные блюда готовят в основном из баранины или говядины и раздают угощение соседям из трех или семи ближайших домов. Обязательно зовут всех родственников и, конечно же, надевают нарядную национальную одежду и устраивают веселые танцы.

Потомки древнего народа

Одни востоковеды считают езидов прямыми потомками вавилонян, другие ведут их родословную от ариев, третьи — от шумеров. В их вероисповедании многое переплетено — история Адама и Евы, поклонение Солнцу как воплощению Бога, почитание семи ангелов, в особенности, главного Ангела-Павлина, который когда-то был свергнут в преисподнюю, но потом прощен. Ясно одно: эта национальность является одной из самых древних. И этот народ делает все возможное для сохранения своей самобытности, языка, обрядов, традиций и праздников. Езиды — национальность сплоченная и жизнелюбивая.

Новомышастовский езид Саша родился в Армении, в селе Лермонтово, недалеко от Кировокана. Там нашла себе пристанище довольно обширная езидская община. Но после страшного землетрясения, принесшего разруху и бедствия, Александр начал задумываться о переезде куда-нибудь в более благополучные места. Двоюродная сестра, обосновавшаяся в станице Новомышастовской, звала к себе, настаивала, чтобы приезжал как можно быстрее, пока обещают работу. Однако переехать он должен был уже семейным человеком.

Яблочком тебе, мой свет

Родители выбрали сыну хорошую девушку-езидку с мелодичным именем Порзерин, что означает «золотые волосы». Девушка понравилась Александру. Но дело было в ноябре, а свадьбы езиды играют только весной и летом. И вот в те несколько минут, которые молодым дали для разговора наедине, ему удалось убедить Порзерин, что он ее условно похитит.

Вот так с якобы украденной невестой и поселился Александр в Новомышастовской. Потом родители Порзерин, конечно же, дали влюбленным благословение. Езиды с большой нежностью относятся к своим детям и прощают им многое, хотя воспитывают в патриархальных традициях. К примеру, дочери Александра Заире 26 лет, она до сих пор не замужем, потому что ни одного из предлагавших посвататься претендентов не одобрили ее родители.

Но, как только семья определится с женихом, Александр обещает устроить пышную свадьбу по всем езидским канонам. Сегодня, конечно, древние обычаи немного видоизменились. Но некоторые из них остаются обязательными. Например, невеста выходит к гостям, когда начинается исполнение веселого зажигательного танца гованд. Танцующие встают в ряд и, держа друг друга за мизинцы, ритмично двигаются в такт музыке. Родственница со стороны жениха несет над головой поднос с дарами для невесты. Как правило, на подносе лежат золотые украшения и обязательно шаль или фата, которую надевает на свою избранницу сам жених. Он же выкупает подушку невесты, а ее родственники слегка бьют его этой подушкой по голове, приговаривая напутственные слова: «Быть вместе вам до старости».

Затем молодожены отправляются в дом жениха. Приехав, жених поднимается на балкон и бросает сверху на свою невесту три яблока. Этот ритуал символизирует своеобразное напоминание молодой жене о первородном грехе Евы, дабы женщина больше не грешила. Чтобы уберечь девушку от травмирования, родственники прикрывают ей голову подносами, корзинами, всеми подручными «защитными средствами». Потому что яблоки для обряда подбираются довольно внушительных размеров.

Дядя Саша, как называют его в Новомышастовской, успешно совмещает езидские обычаи с христианскими. Держит и езидские, и православные посты. Досконально помнит все национальные ритуалы и чтит семь поколений своих дедов и прадедов. А что касается православной веры, то к ней он пришел по велению души и не считает, что одно противоречит другому.

— У езидов и христиан много общего, — говорит он. — Я и трое моих детей крещены в православной церкви. Мы с женой повенчались. Но я люблю свой народ и помню и чту его традиции.

КСТАТИ

В станице Новомышастовской живут 22 езида. Община держится вместе и состоит из трех семей. Новомышастовские езиды общаются с представителями своей нации по всему краю и за его пределами. Родительский дом Асадовых в Армении, по завещанию родителей, дети не продали и регулярно навещают свое родовое гнездо.

Встанице