Таксист как состояние души

Когда хотя бы несколько часов покатаешься на такси, понаблюдаешь за работой водителя, то начинаешь более отчетливо понимать: чтобы стать таксистом, недостаточно просто хорошо водить автомобиль. Нужно быть в какой-то степени психологом, понять пассажира, уметь поддержать беседу, кому-то посочувствовать, а иногда и просто помолчать. Клиент должен чувствовать себя в машине как дома, не забывая, конечно, что он все-таки в гостях.
— А еще нужно быть и немного полицейским, — дополнил водитель-наставник Арам Чамчиян, с которым я ездил по районному центру в качестве «стажера» на пассажирском сиденье. — Водители «Станичного» уже несколько раз предостерегли жителей Полтавской, когда те, обманутые телефонными мошенниками,  ехали к банкоматам перечислять деньги.
Первый вызов на улицу Железнодорожную.
— Это мои постоянные клиенты, — пояснил Арам, — цыганская семья.  Очень порядочные люди, вежливые, опрятные, всегда аккуратно оплачивают проезд.
И действительно: трое молодых парней отправились попариться в баньку на ул. Ковтюха. Они еще не успели выйти из машины, как поступило новое задание – отвезти больного с ул. Огородной в приемный покой центральной районной больницы. Больной оказалась девочка, по неосторожности разбившая голову. Ехать пришлось очень осторожно, так как эта улица представляет собой  сплошную полосу препятствий, не на каждом танкодроме такую встретишь. Ожидать следующий сигнал от диспетчера мы расположились  неподалеку от административного здания ЦРБ, напротив магазина «Север». Рядом стояло несколько разномастных по цвету и маркам  автомобилей с желтыми фонарями на крышах. Тоже вроде как  такси.
«Бомбилы»
Районная поликлиника довольно оживленное место, и желающих после медицинских процедур поехать домой с комфортом здесь достаточно много. Их и приглашают в свои машины самодеятельные таксисты, или как их называют в народе – «бомбилы». Сел пассажир в салон — и легким движением руки водителя, быстро убравшей с крыши фонарь с шашечками, такси  превратилось в обычный личный автомобиль. А пассажир, соответственно, стал случайным попутчиком или знакомым, которого владелец личного транспорта якобы из альтруистических побуждений решил подвезти до дома.
Но если, не дай Бог, такой автомобиль  попадет в аварию, пассажир пострадает, то с водителя спроса никакого. Юридической ответственности за попутчика он не несет. Если же машина «бомбилы» просто заглохнет, то до места назначения пассажир будет добираться самостоятельно. Профессионал же обязательно вызовет резервную машину, и человек будет доставлен к месту назначения.
Сегодня все чаще попадаются люди, предпочитающие комфорт и безопасность.  На моих глазах очередной клиент (пожилой мужчина с ребенком) уверенно миновал кордоны «бомбил» и сел в «Станичное», попросил довезти его до автовокзала. На вопрос, почему он предпочел профессионалов, ответ быль очень лаконичным:
 – С ними надежнее!
Фомичева на них нет!
Наибольшее количество пассажиров бывает обычно на транспортных развязках, там и ожидают клиентов таксисты или же ждут команды от диспетчера.
Знают хлебные места и «бомбилы». Это авто- и железнодорожный вокзалы, продовольственный рынок (стоянка у трех аптек),  парковки напротив здания РУС и возле кинотеатра им. Ковтюха, районная поликлиника и т.д.
Особенно наглядно видно не совсем этичное поведение частных извозчиков на автовокзале.  Непосредственно на площади перед зданием, где располагается автокасса, стоянка всех видов транспорта, кроме автобусов, запрещена. Стоит соответствующий дорожный знак. Но соблюдает запрет только такси «Станичное», «бомбилы» же паркуются, где им заблагорассудится, и перехватывают пассажиров. Причем делают это зачастую бесцеремонно.
Один из водителей «Станичного» посетовал:
 — Эх, Фомичева на них сейчас нет! 
Николай Викторович Фомичев — начальник отдела технического надзора ГИБДД, майор полиции. Когда он появляется, всех «шабашников» как ветром сдувает, потому что Н.В. Фомичева абсолютно не интересует, кто, как и с кем договаривался, кто и кому «подмазал», для него существуют только законы, которые он сам неукоснительно соблюдает и не позволяет их нарушать другим. Так говорят таксисты.
Непонятно, почему «бомбилы» побаиваются только Фомичева. Ведь то, чем они занимаются, — это незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов. А самое главное, подобные перевозки являются опасными для пассажиров. Ведь никто не контролирует, в каком техническом состоянии машина выехала из гаража, меняется ли летняя резина на зимнюю, злоупотреблял ли спиртным водитель накануне и т.д. и т.п.
Такси не роскошь
Еще не так давно чтобы добраться, к примеру, на автовокзал, необходимо было договариваться с соседями, родственниками, имеющими автомобили, чтобы подбросили к автобусу, или же идти пешком через всю станицу.
Сегодня же красота: набрал номер 3-03-33 с домашнего телефона или 8-918-123-77-77 с мобильного — и через 5-10 минут машина у вашего порога. Да мало ли случаев, когда может понадобиться такси: доехать до поликлиники или приемного покоя больницы, на работу, в гости, еще чаще — из гостей. Судя по количеству вызовов, которые поступают операторам «Станичного», такси уже давно перестало быть роскошью для жителей района. Сегодня это просто средство передвижения, и отнесено оно к категории общественного транспорта со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«Станичное» – значит, надежное
Первый вопрос, который я задал начальнику таксопарка «Станичное» В.А. Русину — сколько лет самому старому автомобилю? Оказалось, что всего 2,5 года. В ближайшее время на линию выйдут шесть новеньких машин «Лада Гранта», оборудованных кондиционерами, что для нашего южного региона немаловажно. Таким образом, уже к нынешнему лету половина таксопарка, а это более двух десятков автомобилей, будет оснащена кондиционерами.
Но и за новым транспортом, считают в «Камавторесурсе» (структурным подразделением которого является таксопарк), нужен глаз да глаз.  Поэтому в штате два механика, два автослесаря. Каждое авто перед выходом тщательно осматривает механик, при малейшей неполадке автомобиль снимается с маршрута.
И все же главное в качественном обслуживании пассажиров —  это люди, состояние их здоровья, настроение, профессиональное мастерство. Помимо 50 водителей (трое из них женщины) и восьми диспетчеров в штате предприятия есть и две медицинские сестры, которые дают добро на допуск к работе. И уж будьте уверены, что, к примеру, с повышенным артериальным давлением на маршрут никто не выйдет. Конечно, и речи быть не может, чтобы таксист сел за руль с похмелья.
— Любители спиртного у нас не задерживаются, — заверил А.В. Русин. — Тем более, что кадрового голода таксопарк не испытывает, желающих устроиться на работу вполне достаточно, несмотря на довольно строгие требования к кандидатам.
Будь здоров, пассажир!
Пассажиру в такси должно быть не только комфортно, но и безопасно. В «Станичном» так и есть. Сев в машину, клиент может уже считать себя застрахованным даже от несчастного случая. Если произойдет авария или будет нанесен какой-либо вред здоровью, ему обязательно компенсируются затраты на лечение, моральный ущерб. Если машина сломалась в дороге, что бывает крайне редко, водитель тут же вызовет другую, и пассажира все равно доставят к месту назначения.
В нынешнем году все машины будут оснащены системами ГЛОНАСС (приборами спутниковой навигации). Это позволит не только следить за передвижением на маршруте, но и за соблюдением водителями скоростного режима. В комплект оборудования входит и так называемая «тревожная кнопка», что даст возможность мгновенно сообщить в диспетчерский пункт о грозящей опасности, быстро вызвать помощь.
Установка приборов спутниковой навигации – дело дорогое. Оборудование одной машины стоит 30-40 тыс. руб. Но, как сказал генеральный директор ООО ПО «Камавторесурс» А.А. Гаряев, предприятие намерено выполнить все требования закона, обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Кстати, о ценах: стоимость проезда в такси «Станичное» вновь снижена до 70 руб.
На правах рекламы

Встанице