По важности события и благодеяний, полученных людьми через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и ее богослужение отличается величием и необычайной торжественностью. Само слово «пасха» в переводе с еврейского языка означает «прехождение, избавление».
В субботу, накануне Пасхи, верующие приходят в храм задолго до наступления полуночи. Священники облачаются во все светлейшие ризы. Перед тем, как часы пробьют двенадцать, торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного праздника.
Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и вместе с народом под ликующий пасхальный трезвон обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Шествие останавливается у западных врат храма, словно бы у дверей Гроба Христова. И здесь священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Вокресении Христовом, первый возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…» Двери храма открываются, и все входят в церковь.
Последующее богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона. В конце утрени все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая: «Востину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другу пасхальные яйца. Яйцо – знаменательный символ восстания из гроба – воскресения жизни в самых ее недрах силой всемогущества Божия.
После окончания утрени сразу же совершаются Часы и Литургия, освящение куличей, пасх, яиц и мяса для пасхальной трапезы верующих.
В следующие дни Пасхи после Литургии бывают крестные ходы около церкви, совершаемые с выносом креста и при колокольном звоне. Начиная с первого дня праздника и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
Всю Светлую (Пасхальную) неделю звонят во все колокола, а пасхальные песнопения поются в церкви до Вознесения Господня, которое празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.