Своими воспоминаниями поделился корреспондент «Голоса правды» Александр Косенко
Сколько бы ни прошло времени, детские ощущения восторга от рождественских праздников из памяти не стираются. Мое детство и юность пришлись на советские времена, когда церковные праздники не приветствовались и считались пережитком прошлого. Но наши дедушки и бабушки, выросшие на православных традициях, отмечали их всегда. И, что было самым необычным для нас, старонижестеблиевской детворы — во многих домах в эти дни горели у икон лампады.
Накануне Рождества, 6 января, мы, местные ребятишки, с удовольствием бежали к родственникам и соседям с вечерей, до конца, не понимая смысла этого действа. Было просто приятно принести людям еще горячие пироги, пряники и кутью. Тогда, в 60-х, ничего другого на вечерю не носили и не дарили. А родные, в свою очередь, заранее готовили для нас подарки. Обычно в них были конфеты, пряники, печенье, орехи. Слаще их ничего в своей жизни я и не припомню.
Многое тогда рассказывала мне о «старом» Рождестве и своих детских впечатлениях моя бабушка Дарья Федоровна. Воспоминания эти казались сказкой, ведь родилась она еще в 1893 году. Увы, многие детали из жизни позапрошлого века из памяти стерлись, но кое-что и сохранилось.
Как вспоминала бабушка, вся семья строго соблюдала рождественский пост, каждое воскресенье, а также в праздники, выпадавшие на это время, ходили в станичный храм Иоанна Воина, исповедовались и причащались.
6 января пост был самый строгий, так называемая «голодна кутя». Этот день, как говорила бабушка, был сущим испытанием: готовились к празднику, пекли и жарили много вкусностей, запахи в хате витали непередаваемые, а тут — «до первой звезды — нельзя!».
Рано утром 7 января бежали по соседям и родственникам «рожествовать», причем, делали это не только дети, но и взрослые, преимущественно мужчины. Младшие возвращались с гостинцами, некоторым удавалось собрать несколько копеек, пятаков и даже гривенников.
А если кто-то дарил детям полтинник или рубль, то это считалось огромным богатством. Как правило, все деньги уходили на качели и карусели. А еще — на «мармалад». Такое лакомство можно было купить только в торговой лавке местного жителя Лесного.
С Рождества начинались Святки. На церковной колокольне звонили «во вся» (во все колокола), что само по себе в то время не было необычным. Но колокола звучали как-то по-особому торжественно, радостно и трогали душу.
Дни до Крещения (19 января) были наполнены развлечениями. Колядки с переодеванием в сказочных персонажей или животных, главной героиней среди которых была Коза, походы в гости, угощения, игры, катание на санках с горок (в те времена зимы были снежными) и многое другое расцвечивало яркими красками унылое зимнее время.
Бабушка верила и в кое-какие приметы. Если на Рождество первым в хату войдет мальчик или мужчина, то это — к благополучию, а если женщина — к неудачам и сплетням. Постучавшая в окно птица означала удивительную новость, появился нищий — к нужде. А еще считалось, что тот, кто родился в Рождество, проживет долгую и счастливую жизнь.
Многие традиции ушли в прошлое, но осталось главное — вера и надежда на лучшее.