Августовский педсовет. Эффективность сотрудничества школы и семьи — эта тема стала главной на августовском совещании педагогической общественности
Благодарность
за труд
Важность профессии педагога, как и врача, сложно переоценить, ведь в его руках – будущее России, Кубани и каждого из нас. Об этом в первую очередь сказал глава района Ю.В.Васин, открывая конференцию.
— Если говорить просто, — подчеркнул Юрий Валентинович, — то будущая наша с вами жизнь в руках тех, кого вы, педагоги, сегодня воспитываете и обучаете. Хочу отметить, что отдача от учительского труда есть, и она высокая.
Образование – сфера затратная. Восемьдесят три процента бюджета района в 2013 году идет на эту отрасль. В подготовку школ, детских садов и внешкольных учреждений к новому учебному году из всех источников финансирования потрачено более 50 миллионов рублей. Выполнена и задача, поставленная губернатором края А.Н.Ткачевым: средняя заработная плата учителя в районе будет доведена до 27 тысяч рублей в месяц, работников дошкольных учреждений – до 20 тысяч.
— Зарплата учителей и воспитателей не самоцель. Важен конечный результат. Судя по итогам ЕГЭ прошедшего учебного года, он очень достойный: пятое место в крае. Низкий поклон вам за это, – поблагодарил педагогов Ю.В.Васин.
Глава района говорил на конференции и о проблемах. Главная из них – нехватка мест в дошкольных учреждениях. В действующих ДОУ отремонтировали уже всё, что можно было приспособить под групповые ячейки, остается только строить новые детсады. Нужны немалые средства: одно место сегодня обходится бюджету в 700 тысяч рублей. Уже в самое ближайшее время начнется строительство детского сада на 140 мест в хуторе Трудобеликовском, готовится проектная документация на новые сады в станицах Новомышастовской и Полтавской.
Нужен диалог
на равных
Заместитель главы района по социальным вопросам Л.В.Сидорова свое выступление начала с того, что напомнила известную мысль выдающегося педагога А.С.Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего – люди. И на первом месте – родители и педагоги».
Диалог школы и родителей далеко не всегда получается результативным. Причины разные, но в итоге страдает ребенок. И если в школах можно влиять на ситуацию, то в семьях это делать значительно труднее. Во многих из них утрачены доверительные отношения друг к другу. Очень редки или отсутствуют совсем откровенные беседы с детьми. Родители мимоходом интересуются прожитым днем ребенка, его успехами и проблемами. Люди в таких семьях становятся чужими, а душевную пустоту заполняет информационное поле телевидения и Интернета.
Нехватку внимания к детям в семье, по мнению Людмилы Васильевны, обязана компенсировать школа. Ребенок должен быть услышан педагогами и окружен вниманием и заботой. Но сегодня отношения между семьей и школой обнаруживают массу проблем, связанных с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования, а школа в свою очередь предъявляет серьезные претензии к семье: родители не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям. Нужно добиться, чтобы все плыли в одной лодке, где кормчим является семья, а рулевым – школа.
Знания должны быть прочными
Родители высказывают немало замечаний к качеству образования, и самым объективным мерилом являются результаты Единого государственного экзамена. Как мы выглядим на уровне края?
Из 44 территорий наш район занимает: 1-е место по количеству выданных аттестатов; 3-е место по среднему баллу по информатике, истории, обществознанию; 6-е место по русскому языку, математике, биологии; 7-е место по химии; 8-е место по английскому языку; 8-е место по количеству стобалльных результатов (11 выпускников района набрали 13 стобалльных результатов). А суммарный средний балл по всем предметам в 2013 году составил 61,2 балла (в 2012 г. он был 58,5 балла). По этому показателю мы впервые заняли пятое место в краевом рейтинге.
В составе ста лучших школ края есть и почетная пятерка нашего района: СОШ №: 9, 4, 39, 6, 10.
— Это – результат великого труда учителей, профессиональная гордость педагогов. Это большая и заслуженная победа района, — подчеркнула Людмила Васильевна.
Но есть и серьезные проблемы, о которых не сказать нельзя. Результаты итоговой аттестации 9-х классов подтверждают, что основное звено зачастую выпадает из поля зрения администрации образовательного учреждения. Нередко преподаватели основных школ оказываются инертными и безучастными ко всем процессам, что подтверждают и результаты аттестации девятиклассников.
В районном рейтинге по результатам двух экзаменов, по русскому языку и математике, СОШ №32 занимает последнее, 23-е, место, СОШ №37 – предпоследнее, СОШ № 33 — 18-е место, СОШ № 22, 29 и 3 – 12-е, 10-е и 4-е места соответственно. Но если мы проанализируем среднюю заработную плату педагогов, то самая высокая оказалась в школе №32 – 34 тысячи рублей при среднерайонной — 25 тысяч. В школе №33 – 31 тысяча рублей. В то же время, уровень квалификации педагогов всех основных школ ниже, чем в целом по району. 60% учителей школы №32 и 75% педагогов в школах №37 и 29 не желают аттестоваться ни на какую категорию. Зачем? Их труд и так отлично оценивается.
Другой показатель – участие в районных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников. В школе № 29 ни один ученик не участвовал ни в одной олимпиаде, минимальное количество участников в районной олимпиаде (от одного до пяти) в образовательных учреждениях № 3, 33, 11, 14, 22. Нулевой эффект от участия – в школах №: 3, 11, 14, 22, 33.
Так быть не может, и вектором развития основных школ должны стать качественное образование и всестороннее развитие детей по всем направлениям. По словам Л.В.Сидоровой, сейчас в управлении образования формируется общественный совет, который будет выстраивать рейтинги учреждений по показателям деятельности. Они будут публиковаться в газетах и на сайте. Это нужно для того, чтобы люди знали, как работают школы и другие учреждения образования, участвовали в решении их проблем.
Дети — счастье
семьи
Для каждого из нас педагог олицетворяет, прежде всего, учителя «для всех». За этим часто на втором плане остается учитель-мать и учитель-отец. Директор СОШ №4 станицы Полтавской Т.В.Волкова, у которой трое детей, поделилась с коллегами своим опытом родителя.
— Моего младшего ребенка сегодня воспитывать намного сложнее, чем было со старшими. Закрепившееся в обществе понятие «бери от жизни всё» накладывает свой негативный отпечаток. По личному опыту знаю, что поможет только одно: максимальное внимание ребенку. Надо как можно больше с ним общаться, интересоваться его заботами и проблемами, чаще быть с ним.
Считая, что большинство проблем в воспитании ребенка возникает сегодня от педагогической и психологической неграмотности родителей, учителя СОШ № 4 используют любые возможности для их обучения. Это и родительские собрания, и тематические классные часы, приглашение родителей на школьные мероприятия, на уроки, и многое другое. Именно это позволяет учителям и родителям говорить на одном языке, одинаково видеть проблемы ребенка и решать их.
Учитель литературы СОШ № 55 из станицы Старонижестеблиевской О.А.Гирька, тоже многодетная мама, краеугольным камнем воспитания считает семью.
— Мы с мужем, дедушками и бабушками растим детей все вместе. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста чувствовал мир и лад, уважительное отношение старших друг к другу и к нему, особенно в дошкольном возрасте. Если он видит это дома, а затем в школе — заботу и поддержку учителя, то результат не заставит себя ждать. Нашим детям с учителями очень повезло, за что мы им искренне благодарны.
Знать проблемы современной школы мало, надо видеть пути их решения. Педагоги нашего района хорошо это понимают, а значит, будет и результат.