Поисковики Красноармейского района возвращают безымянным солдатам имена

В любую погоду ведутся поиски пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны

Перезахоронение останков в хуторе Лебеди 8 октября 2020 года. Фото из архива КРОПО ВПО "Здебор"

Ежегодно 3 декабря в России отмечается День Неизвестного солдата. Эта памятная дата посвящена всем павшим в боях за Родину, чьи имена остались неизвестными.

Но о них помнят. Именно для этого и ведется активная поисковая работа. И в зной, и в стужу поисковики приезжают на места сражений прошлого, чтобы отыскать и поднять из земли останки солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Они не получают зарплат, их профессии не учат в институтах, а дело их — трудное и порой опасное. Но они все равно едут, берут в руки щупы и лопаты, вооружаются картами, архивными документами и отправляются туда, где глубоко под землей или на дне озер лежат сотни, тысячи, десятки тысяч солдат. Безымянных, но не забытых.

В Красноармейском районе есть свой военно-патриотический отряд «Здебор», которым руководит Виталий Руликов-Черный. Он и рассказал «Голосу правды», что поисковики — люди, в основном, старой закалки. Костяк составляют самые активные и постоянные участники, их 12. Бывает, что приходят новенькие, участвуют в экспедиции, но не остаются. Происходит это очень редко и по уважительной причине. Потому что поиски сплачивают людей, укрепляют их веру в то, что они – на правильном пути и занимаются нужным делом.

Умудренные опытом, старшие наставники стараются привлечь к поискам молодежь. Воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к Родине лучше всего таким — наглядным способом, считают они. Когда подростки сами участвуют в обнаружении останков погибших и их перезахоронении. Это действо проходит всегда на каком-то сакральном, духовном уровне и оказывает неизгладимое впечатление на ребят. Личное участие помогает по-настоящему оценить масштабы той трагедии и Великой Победы.

Наши поисковики — люди с обостренным чувством долга, — подчеркнул Виталий Николаевич, — Дай Бог, чтобы их было больше! Ведь масштаб поисков огромен —  не только на наш век, но и детям, и внукам хватит.

Фронт поисковой работы действительно очень велик, ведь осталось очень много безымянных солдат. Не у всех есть смертные медальоны — на тысячу бойцов их всего приходится 3 — 4.

В октябре этого года участники поискового отряда «Здебор» присутствовали при перезахоронении останков восьми воинов 317-й стрелковой дивизии, погибших в боях за освобождение хутора Лебеди в феврале 1943 года. К сожалению, имена бойцов установить не удалось. Единственной «подписной» вещью, найденной при останках, была алюминиевая самодельная расчёска. На ней начертан год рождения «1925» и только три «читаемых» первых буквы имени. Остальная часть расчески истлела. По такой скудной информации сложно найти имя бойца, но поиск в архивных документах продолжается.

К сведению

До сих пор в России без вести пропавшими в годы Великой Отечественной войны считаются 4,5 млн человек. 192,7 тысячи солдат и офицеров погибли при освобождении Кубани, из них более 5 тысяч — при освобождении Красноармейского района. Свыше 1,5 тысяч еще числятся пропавшими без вести.

Встанице