И поделилась ее старинным рецептом
Хочу рассказать о своей бабушке, Анне Филипповне Пикало. Именно благодаря ей детство мое стало более интересным и полезным с точки зрения приобретения житейского опыта.
Для нашего времени удивительно уже то, что бабушка вышла замуж 16-летней, но вполне подготовленной к семейной жизни. Она умела управляться с хозяйством, шить, вязать и очень вкусно готовить. Представьте себе жену и мать в шестнадцать лет ростом 1 метр 56 сантиметров с косою до пояса! Это моя бабушка!
Помимо чисто житейских навыков, в ней была ярко выражена женская самоотверженность. В немецкую оккупацию станицы Новомышастовской, Анне Филипповне хватило сил сохранить троих маленьких детей. Дождавшись мужа с войны, она еще дважды станет матерью. Каждого малыша она тетешкала, любила и готова была орлицей встать на защиту.
Отдельного рассказа заслуживает талант бабушки Анны к готовке. Она не знала ни весов, ни каких-то мерок. Все делала по наитию, пробуя на вкус и чувствуя руками. Особый дар был работать с тестом. Она пекла хлеб, используя в качестве дежи (чаша, в которой происходит смешивание ингредиентов) исключительно глиняную посуду; пекла «солененькие» пирожки с горохом и «сладенькие» с сухофруктами, добавляя в начинку последних чуть-чуть мармелада. Эти дополнения были взяты не из книжек, а из опыта поколений — от мам, бабушек, от тех измученных трудной и долгой дорогой казачек, которые вместе с мужьями и детьми пришли на царицей дарованные земли Кубани.
Один раз в год, на Рождество, бабушка готовила торт. Самое удивительное для меня, это то, что слоеное изделие она так и называла — «Наполеон». Появляется вопрос: откуда у нее взялись знания о Наполеоне, если в учителях ходили мамы да бабушки. Видимо, победа в войне с французами 1812 года настолько вдохновила русских женщин, что они решили таким вот образом отметить радостное событие.
Коржи на торт пеклись в русской печи, и были они огромными. Соответственно, и «Наполеон» получался таким же — на всю семью. Кстати сказать, здесь тоже имелась своя технологическая изюминка: мука для приготовления заварного крема также румянилась на сухой сковородке.
Все это я рассказываю, чтобы вспомнить добрым словом Анну Филипповну. А еще хочу призвать сегодняшних бабушек делиться на страницах «Пенсионерской правды» старыми, а то и старинными, кулинарными секретами. Или же пусть внуки помогут внести в скрижали кубанской истории ее кухонную часть.
Очень жалею, что при жизни бабушки Анны, я, будучи девицей, не удосужилась перенять ее бесценный опыт.
Попробуйте приготовить.
Самая вкусная каша, какую довелось есть в детстве — от бабы Анны. К сожалению, способ приготовления утерян. Все, что я вспоминаю — это уже «очертания рецепта», да и они могут грешить недостоверностью. В общем так. Бабушка взбрызгивала муку водой, получая таким образом комочки. Они выходили одинаковыми и напоминали зерно, вероятно потому, что это действо было доведено до совершенства. Закатав «зернышки» в муке, Анна Филипповна обжаривала их на сухой сковородке и заливала топленым молоком. И все. Еда готова.