Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Художница из поселка Октябрьского Евгения Собецкая написала цыганский семейный портрет

За полтора месяца студентка академии живописи досконально изучила культуру и традиции героев картины

Кисти, краски и талант – постоянные спутники жизни Евгении Собецкой./ Фото из архива семьи Собецких

Художница из поселка Октябрьского Евгения Собецкая как будто книгу о цыганской жизни прочитала, пока писала картину о цыганском роде Оглы. Студентка Российской академии живописи Ильи Глазунова уже успела расписать часовню, экспанировать свои работы на международных и российских выставках и написать необычную картину из жизни большой цыганской семьи.

От часовни к кибитке

Наша читательница Валентина Собецкая попросила сделать небольшое уточнение к истории цыганских казаков Оглы, опубликованной в нашем прошлом номере. Вернее — дополнить сведения об авторе портрета бабушки Ивана Оглы.


На создание семейного цыганского портрета у Евгении Собецкой ушло полтора месяца.

Оказалось, что художник, написавший уникальную картину с изображением бабушки Даики в окружении ее десятерых сыновей — не кто иной, как художница из поселка Октябрьского Евгения Собецкая. Мы связались с нашей талантливой землячкой. Сегодня она учится на шестом курсе Российской академии живописи Ильи Глазунова. Евгения с удовольствием рассказала нам, как создавалась на холсте история цыганской семьи.

С Иваном Оглы она познакомилась, когда расписывала часовню в Красном Лесу. Он был восхищен ее мастерством и поделился с Евгенией своей идеей: создать из фотографий своих почивших предков большой цыганский семейный портрет. Искал только подходящего художника. И вот, нашел его, как ни странно, в лице девушки, расписывающей православную часовню.

Ничего случайного

При обсуждении деталей Женя поняла, что нужно как следует изучить особенности национального костюма цыган, их традиции, культуру, менталитет и стили письменности. Художница набрасывала эскизы и возила их на согласование в табор не только к самому Ивану Оглы. Картину обсуждали все его родственники и близкие семьи. Корректировалась каждая деталь одежды и местоположение сыновей по главенству в семье.

Решено было, что герои портрета должны сидеть у огня, на закате и в окружении лошадей. Все эти атрибуты, как и дорога, и кибитка, и красно-золотая цветовая палитра — составляют главную символику цыганского народа.

В картине нет ничего случайного. Даже поворот головы у троих сыновей Даики, изображенных в профиль, имеет свое объяснение. Дело в том, что как раз их фотографий в семье не сохранилось. Так что братьев пришлось выписывать по каким-то общим рассказам и таким образом, чтобы взгляд на них не задерживался.   

Широкую рамку с именами всех героев предложила сделать сама художница. Изначально Иван Борисович хотел просто подписать картину снизу. Но идея с рамкой ему понравилась больше. Имена бабушки и ее сыновей изображены на ней с соблюдением цыганского стиля письменности. А сверху нанесена золотая поталь (имитация сусального золота).

А цветок — нельзя

Тронутая трепетным отношением Ивана Борисовича к памяти родных, Евгения Собецкая терпеливо слушала его замечания и старалась выполнить все пожелания заказчика. Она пробовала делать наброски с разных фотографий из семейного архива Оглы. И однажды, изображая портрет его отца и матери, решила дорисовать красивой цыганской женщине цветок в волосах. Получилось очень эффектно. Но Иван Борисович, посмотрев на набросок, нахмурился. «Понимаешь, — сказал он. — Здесь моя мама уже замужем. А цветы в волосах нашим замужним женщинам носить нельзя». 

 Так что Евгения как будто книгу о цыганской жизни прочитала, пока писала картину. На это произведение ушло полтора месяца — очень большой срок для шестикурсницы художественной академии. Но девушка не жалеет потраченного времени. Работа доставила ей большое удовольствие. И она надеется, что в доме Ивана Оглы полотно займет почетное место.

За кадром

Иван Оглы, предприниматель:

При заказе портрета мне  хотелось передать наш цыганский колорит. Но некоторые моменты просто взяты из моих личных ощущений. Например, красный цвет бабушкиного наряда для меня символизирует праздник. Все собираются возле нее на закате, потому что возвращаются домой после рабочего дня. А костер — да, это жизненное кредо нашего народа. Он давал нам тепло и силу. Тот из братьев, который сидит впереди всех в профиль, с длинной бородой — это старший сын бабушки. Он заменил младшим рано умершего отца, и все они называли его папой. А в фуражке-сталинке стоит дядя Какуля — он всегда носил этот головной убор. Я очень благодарен русской девушке Жене Собецкой за уважительное отношение к цыганским традициям. У нее, действительно, огромный талант.  

Наша справка

Евгения Собецкая окончила школу искусств в поселке Октябрьском, а затем — Краснодарское художественное училище. В настоящее время учится на шестом курсе Российской академии живописи Ильи Глазунова. Является членом Евразийского художественного союза. Была приглашена в состав жюри Международного творческого конкурса «Мир огромный», международных фестивалей-конкурсов «Кубок Беларуси», «Кубок России» и Международного фестиваля «Кубок Санкт-Петербурга».

Персональные выставки Евгении проходили в  Славянском городском историко-краеведческом и Полтавском историческом музеях. Кроме того, она участвовала в выставках Московского союза художников и Евразийского художественного союза.

Часовня

В 2019 году Евгения Собецкая расписала часовню в поселке Красный Лес. На эту работу ее благословил местный батюшка отец Михаил. Да и построивший здание Игорь Сердюк не был против.

Женя освоила технику иконописи и славянской вязи. Сюжеты для росписи выбрала в соответствии с предназначением самой часовни и ее наименованием. Поскольку храм назвали в честь святого Серафима Саровского, посвятила ему самое почетное место — на правой боковой стене.  Девушка расписывала и стены, и купол, поднимаясь по лесам на высоту трехэтажного дома. Но Евгения говорит, что страха не чувствовала.

Не стоит начинать работу, если боишься, — считает талантливая художница.

Дипломная работа

Этой осенью картина Евгении Собецкой в течение нескольких дней экспонировалась на выставке Краснодарского художественного музея имени Федора Коваленко. В честь 110-летия со дня своего основания музей представил работы студентов и выпускников Краснодарского художественного училища.


«Летний день» — одна из самых любимых работ Евгении Собецкой

Среди них была и дипломная работа Жени — «Летний вечер». Ее на пять с плюсом оценил профессор Московского государственного академического художественного института имени Василия Сурикова, пригласив нашу землячку без экзаменов в свой вуз. Но Евгения все-таки выбрала Российскую академию живописи Ильи Глазунова.