Протоиерей Димитрий Вардиев в годы Первой мировой войны удостоен высшей награды за эвакуацию из боя раненых и погребение убитых
Наряду со всеми в Первую мировую воевали и священники. Историю еще одного из них открыл для читателей «Голоса правды» ивановский краевед Василий Коваленко.
Две жизни на одном снимке
На старом фото среди двух сотен казаков 2-ой сотни Первого Полтавского полка, служивших в Эривани в начале ХХ века, в самом центре стоит духовное лицо. Желание узнать судьбу этого человека побудило меня заняться поисками информации о нем: ведь полковые священники воевали, совершали героические подвиги наряду со всеми. Но об этих людях почти нигде не говорили, а в советское время их вообще как бы не существовало для общества. Поиски привели к интересным находкам.
Поиск
На сайте petergen.com, в разделе «Военное и морское духовенство на 1905 год», читаю фамилию: «Священник 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска в г. Эривани Димитрий Николаевич Вардиев». Продолжаю поиски и в соцсети vk.com, в материале «Казаки 1 Полтавского казачьего полка ККВ», нахожу еще фото 1910 года, на котором отец Димитрий вместе с казаками. А о военной судьбе священника рассказали в своей статье «Кубанское православное духовенство на службе Отечеству в период Первой мировой войны 1914-1918 гг.» сотрудники краевого архива Александр Бабич и Александр Галич (сайт kubgosarhiv.ru).
В полку Димитрий Вардиев находился с 1897 года, в Великую войну (так раньше называли Первую мировую) был на Кавказском фронте. Награжден в 1915 году орденом Святой Анны II степени с мечами, а также саном протоиерея. 23 марта 1916 года представлен к золотому наперсному кресту на Георгиевской ленте. Это — высшая награда для военных священников. Ею жаловали, например, в тех случаях, когда кто-то из них заменял собой офицера и вел в бой нижних чинов. За всю Первую мировую таким крестом были награждены 256 человек.
Под огнем
В представлении начальника Скуджбулагского отряда отмечалось: «В бою 30 июля 1916 г. при Саклизаме отец Димитрий усердно заботился о быстрой эвакуации из боя раненых и погребении убитых. Под огнем исполнял свой пастырский долг. В четырехдневном кровопролитном бою 6-9 августа исполнял обязанности отрядного священника, все время находясь в боевой линии под орудийным и ружейно-пулеметным огнем турок. Самоотверженно выходил в цепи стрелков, заботясь о раненых, которых невозможно было вынести из-за сильного неприятельского огня (потери одного Скуджбулагского отряда достигли 441 человека). Усиленно хлопотал, чтобы ни один раненый не остался без помощи, неоднократно рискуя жизнью на совершенно открытой местности, под пулями и снарядами, невзирая на страдания больной ноги, мешавшей ему двигаться…».
В общей атаке отец Димитрий поскакал с казаками к селению Дрийка, очутился в самом тылу турецких батальонов. Благодаря своему острому зрению он предупредил несколько случаев стрельбы по своим.
Непростая работа
В задачу священнослужителя входило также и погребение погибших. Труд этот был не таким простым, как может показаться. Порой пастырь разыскивал тела павших на огромных площадях недавних полей сражений. По действовавшему положению, хоронить погибших, под руководством священника, должны были местные жители. Зачастую их в месте сражения могло и не быть, а погребальная команда оказывалась далеко. Два человека — духовное лицо и псаломщик — конечно, сами не смогли бы собрать убитых в одно место, выкопать могилу и поставить крест. Пастырь каждый раз искал помощников. И привлекал случайных людей. Поиск и погребение павших приходилось совершать и под обстрелом.
14 августа 1916 года отец Димитрий был представлен к ордену Святого Владимира III степени с мечами за то, что 30 июля 1916 года в бою у селения Мархоз «находясь в сфере действия огня, выполнял свои пастырские обязанности и хоронил убитых». Об этом пишут сотрудники краевого госархива Александр Бабич и Александр Галич на сайте kubgosarhiv.ru.
Никаких других сведений о судьбе отца Димитрия Вардиева найти пока не удалось. Неизвестно даже откуда он родом. А как сложилась его судьба после революции 1917 года, нам предстоит еще только узнать.
Материал еще об одном священнике с этой фотографии можно прочесть на сайте «Голоса правды».
Василий Коваленко, станица Ивановская
Обязанность военных пастырей в годы Первой мировой войны состояла, прежде всего, в совершении Таинств и проповеди Евангелия. Кроме того, во время сражения местом пребывания священника был перевязочный пункт, где раненых исповедовали и причащали. Духовные пастыри должны были иметь и медицинские навыки, чтобы в случае необходимости помогать врачам и санитарам. В перерывах между боями батюшки служили молебны на позициях и беседовали с воинами.
Цитата
Очутившись далеко впереди, отец Димитрий ободрял войска, останавливал и удерживал возбужденных солдат и казаков от ненужных жестокостей над пленными врагами, которые сдавались целыми ротами и батальонами.