Герои прошлого

На старом кладбище х. Васильченки найдены останки советских воинов-освободителей.

В прошлом году на сходе граждан в станице Чебургольской был поднят вопрос о безымянных могилках, мол, в них лежат неизвестные герои Великой Отечественной войны, погибшие при освобождении хутора Васильченки. С предложением разузнать имена воинов, а если не получится, то хотя бы перезахоронить их останки в братскую могилу ст. Чебургольской, выступила член Совета ветеранской организации (ныне – председатель) Надежда Максимовна Лебедь. Её горячо поддержали. Не откладывая дела в долгий ящик, сделали запрос в краевой центр поисковых работ, и там определились, кому поручить вести раскопки. Выбор пал на Славянскую общественную организацию «К-95».

…Раскопки были произведены 23 марта. День выдался солнечным и тёплым, благорасположенным, как все решили. Все — это поисковый отряд во главе с Л.М.Кравченко, глава поселения С.А.Пономарёва, специалист по воинскому учёту В.Д.Мериуц, атаман Н.П.Перенижко, председатель Совета ветеранов Н.М.Лебедь, председатель профкома ЗАО «Агрокомплекс» предприятие «Чебургольское» Н.Г.Лобко, заведующая кладбищем  Н.Н.Смола. Вызвались быть помощниками члены школьного (СОШ № 28) клуба «Юнармеец», они же гордость и надежда ХКО, молодые казаки: Вячеслав Коломойцев, Руслан Алиев, Антон Кулик и Сергей Топтыгин. Раскопки получились непростыми. В трёх могилах останки были обнаружены сразу, а вот под крестиком четвёртой ничего не нашли. Валентина Дмитриевна Мериуц ссылаясь на воспоминания ныне почившей Гликерии Антоновны Манака предположила, что косточки упокоившегося воина могут быть в стороне. Дело в том, что его могилкой стал окоп. Где погиб солдат, там и был прикопан женщинами-хуторянками. А крест поставили много позже, уже по приблизительным ориентирам. Поисковики вместе с казаками взялись вновь за работу. И что бы вы думали! Усилия были вознаграждены. Сначала под лопатами заскрежетали гильзы патронов, а потом показались и останки. К сожалению, ничего такого, что прояснило бы личности солдат, обнаружить не удалось. Хотя лучик надежды и блеснул! Как раз в окопе, ставшем могилой неизвестному воину, нашли нечто похожее на документ. Скорей всего это была книжица с твёрдыми «корочками». Но, увы. Время сделало своё дело. Достаточно было прикосновения, чтобы находка превратились в труху. В других могилах нашли ремешок, чётки (косвенное свидетельство, что здесь был похоронен мусульманин), кусок полуистлевшей синей материи – скорей всего, платочка. Очень может быть, что у этого платочка была какая-то история, возможно, сердечная, любовная. Нашли также несколько пуговиц, похоже, что женские. Каким образом они здесь?

Кто-то высказал предположение, мол, это лётчики с подбитого немцами самолёта. Двоих из них, по рассказам старожилов, нашли за хутором фактически полностью раздетыми. Да, речь, по всей видимости, идёт о мародерах. Всякое ведь было… И честь, и бесчестие. Так вот, я и считаю, что это пуговицы от какой-то женской одежды. Может, кто-то из женщин кофту пожертвовал, прикрыл наготу.

Справедливости ради надо заметить: далеко не все чебургольцы поддержали идею раскопок. Нашлись сомневающиеся: «А стоит ли тревожить косточки?..».

Надежда Максимовна Лебедь непреклонна: «Стоит!.. Места, где были похоронены неизвестные солдаты, зарастают деревом, прибираются здесь от случая к случаю, поэтому останкам с кладбища следует быть в братской могиле».

Эти раскопки лишний раз показали, какие жесточайшие бои шли за хутор Васильченки. Одних только гильз от патронов выкопали около ведра (!). Из истории военных действий на Кубани известно: этот хутор дважды переходил из рук в руки. Здесь был опорный пункт вооружённых до зубов гитлеровцев. В боях были задействованы даже танки. Отлитые из крепкого металла машины сминали домишки хуторян одним движением.

И вот что ещё надо сказать… Раскопки – это только часть поисковой работы, которой занимаются военкоматы, соответственно, Министерство обороны, плюс – ветеранские и общественные организации, власти на местах. В случае с Чебургольским сельским поселением, активный поиск последних 8 месяцев увенчался заметными успехами.

 С.А.Пономарёва рассказала: «На мемориальную доску занесены имена вновь открытых героев: лейтенантов Ивана Николаевича Несмашного и Георгия Сумбатовича Мирзояна. Еще 18 фамилий погибших будут вписаны к великому празднику, к 9 мая».

Получен ответ из отдела военного комиссариата, согласно которому сведения по этим солдатам нашли подтверждение в электронной версии «ОБД  Мемориал» (обобщённый банк данных, содержащий информацию о воинах, погибших в ВОВ). Также (на запрос администрации поселения)  получено документальное подтверждение из Центрального архива на заместителя политрука Тазрета Магометовича Цеова, погибшего 23 февраля 1943 года при освобождении х. Васильченки. А теперь внимание! Удалось разыскать не просто родственников Цеова, а двух его братьев, чей возраст перевалил далеко за восемьдесят лет. Они живут в Кабардино-Балкарии и полны решимости приехать на День Победы в Чебургольскую, чтобы поклониться земле, принявшей прах родного им человека. Выразили желание поприсутствовать на перезахоронении найденных останков и славянские поисковики во главе с  Л.М.Кравченко.

Кстати, когда мы связались по телефону с начальником «К-95», Лев Михайлович очень тепло отозвался о чебургольских юношах-казаках, помогавших вести раскопки:

— Легко организуются. Уважают историю, защитников Отечества, проявляют мужество. Ребята заслуживают поощрения. Спасибо их родителям, спасибо атаману!

Ещё Лев Михайлович Кравченко рассказал нам, что обобщённый банк данных располагает колоссальным количеством сведений. При соответствующей подготовке и терпении можно разработать выложенные в Интернете материалы и достаточно полно восстановить картину потерь в тех или иных военных баталиях. Лев Михайлович считает (и не безосновательно!), что за хутор Великая Гряда (ныне в Чебургольском с/п не существующий), шли не менее жаркие бои. Там только с нашей стороны потери могут исчисляться десятками, если не сотнями, бойцов.

— Я убеждён, — говорит Кравченко, — что при надлежащих усилиях, можно собрать новые списки безвозвратных потерь и увековечить героев Великой Отечественной войны на памятниках хутора Протоцкие. Тем  самым эти памятники получат привязку не только к конкретным событиям, но и к конкретным людям, к защитникам нашего Отечества.

P.S. Сейчас в Чебургольской идёт спор о том, когда произвести перезахоронение останков, найденных на кладбище х. Васильченки. Одни за то, чтобы это сделать 9 мая, другие настаивают на более раннем сроке, мол, не надо день памяти превращать в похороны. Мы убеждены, что будет принято правильное решение. Главное, что прах воинов-героев займёт то место, где сосредотачивается наша память, уважение и поклонение.

Встанице