На полтавском кирпичном заводе «Сигма» зарплату повысили, а желающих работать нет

На производстве по-прежнему преобладает ручной, энергозатратный труд

Сотрудница кирпичного завода Ольга Лобач./Фото "Голоса правды".

Бытует мнение, что на кирпичном заводе нет и быть не может экономических проблем: стройматериал всегда в ходу. На самом деле, это далеко не так.

Начальник производства Михаил Батраков считает, что главный показатель завода — не количество, а качество./Фото «Голоса правды».

На полтавском заводе ООО «Сигма» в 2020 году скопилось около трех миллионов штук невостребованного кирпича. Причина — экономическая стагнация, вызванная заболеванием короновирусной инфекцией. Однако же в 2021-м ситуация резко изменилась, и плац (как называют площадку для хранения стройматериала) опустел. Были реализованы и старые запасы, в том числе выгруженное из печи здесь и сейчас.

Далеко не каждый удержится на выгрузке кирпича. Алексей Фролов втянулся в это дело и не считает себя каким-то героем. Сюда он пришел, чтобы получать высокую, по меркам станицы, зарплату.

Но, увы… Праздник распродаж длился недолго. Сегодня повторяется история 2020 года: опять началось экономическая стагнация. На этот раз куда как более серьезное испытание для собственника предприятия.

— Подорожали средства производства, вся энергетика, — рассказывает «Голосу правды» директор завода Татьяна Пихун. — К тому же как раз в этом году мы подняли заработную плату почти на 40 процентов. Теперь думаем, как выкрутиться. Дай Бог хотя бы по нулям выйти к концу 2022-го, не говоря уже о прибыли.

И командиры, и рабочие
Самые высокие заработки – у выгрузчиков. Это рабочие, выгружающие кирпич в прямом смысле — с пылу с жару. Сказать, что в камере печи, где работают люди, жарко — значит, ничего не сказать. Африка — отдыхает. Без мотивации здесь — никак. Например, заработок Алексея Фролова доходит до 50 тысяч рублей.
Справедливости ради надо сказать: легкой работы на кирпичном заводе не найти. Если не считать сторожей, здесь у всех «рученьки» натружены. И немудрено. Заводская технология производства кирпича уходит «корнями» в середину XX века. Соответственно, очень многие производственные циклы, так или иначе, связаны с напряженным физическим трудом. Во всяком случае, это в полной мере касается укладчиков и садчиков. Вот даже Сергей Попов, он хоть и жегорь, или как еще говорят — командир печи, но даже ему всю смену приходится быть на ногах и с той зоркостью ока, которая обеспечивает качество стройматериала.

Пока еще на кирпичном заводе не придумали способ механической укладки кирпича-сырца на просушку. Здесь преобладает ручной, очень энергозатратный, труд.

Коллективное дело
Хотя по факту кирпичное производство — дело коллективное, здесь добросовестные работники с лодырями не уживаются. Стоит только где-то случиться осечке, как пойдет цепная реакция, — говорит начальник производства Михаил Батраков. — Именно от человеческого фактора целиком зависит реализация заводских возможностей. Сюда требуются люди особого склада.
Чтобы сформировать такой коллектив, собственник завода одно время даже вахту отправлял по району. В хутор Крупской, например, гнали машину из-за одного человека. И один в поле воин, если в поле — никого.
Сегодня на заводе надежными и умелыми работниками называют Николая Сокола, Романа Писарева, Ольгу Лобач, Таисию Филимонову, Любовь Казанову и многих других.

Связь времен

Директор кирпичного производства ООО «Сигма» Татьяна Пихун рассказала, что по документам завод работает с 1953 года, но это лишь верхний срез истории. Из воспоминаний ветерана труда Веры Егоровны Погудиной следует: на этом же месте выжигом кирпича занимались еще до Великой Отечественной войны. А поскольку технология была очень старая, с использованием ям и соломы, есть основания предполагать: кирпичное дело зародилось здесь еще раньше — до Октябрьской революции.
Встанице