Проблемы с транспортным сообщением есть еще в нескольких населенных пунктах
Перевозчики жалуются на нерентабельность маршрутов, а у местной власти нет возможности дотировать работу общественного транспорта. Что делать местным жителям, у которых нет автомобиля? Выяснили мнения сторон.
Выходные. Сидим дома.
При изучении расписания первое, что бросается в глаза — его нелогичность. Вот, скажем, из Староджерелиевской первый рейс стартует в 07:20. А это значит — есть запас времени, чтобы прибыть на место и успеть к восьми часам утра на работу, в медучреждение — куда нужно. Но вот из Полтавской в Староджерелиевскую последнее отправление ограничилось лишь послеобеденным часом — 13:00.
Такая же ситуация с Ивановской: последний рейс в 14:30, Чебургольской — 13:00, Марьянской — 13:50. Не дотянули до конца рабочего дня на маршруте возвращения в Протичку, в 16:10, хотя у многих рабочий день заканчивается в 16:12. Интересно: тот, кто составлял расписание знает об этом? Скорее нет. Иначе время отправления было бы в 16:30 — с учетом того, что с места работы до остановки нужно еще как-то добежать. Получается: если джерелиевцы, ивановцы, чебурогольцы решат трудоустроиться в Полтавской, они не могут рассчитывать на общественный транспорт, а только на такси.
Не поддается логике то, что одни внутрирайонные маршруты обслуживаются в выходные дни, а другие — нет. Так, например, в субботу и воскресенье с Полтавской нет транспортной связи у жителей Старонижестеблиевской, Староджерелиевской, Марьянской. Людмила К. из Новомышастовской недоумевает: — Как так! На Краснодар маршрутки уходят через каждые полчаса, а в райцентр — дважды в день, и только в будни. Чуть замешкался в ЦРБ — все, вернуться домой не на чем.
А жить — рентабельно?
«Невыездными» стали жители хуторов Крупской, Отрубные, Прикубанский.
Молодая крупчанка, мать троих детей Алена Оськина, а также примкнувшие к ней хуторяне вот уже несколько лет бьются за возможность выезда в Старонижестеблиевскую и районный центр. Это тот социальный минимум, считают они, который люди должны иметь.
— Когда говорят «нерентабельно», я хочу спросить: а разве рентабельно обеспечивать стариков бесплатными лекарствами?.. — рассуждает Алена Оськина. — Рентабельно ли учить ребенка, не усваивающего школьную программу? Или косить обочины дорог, да и много чего еще…
…И это — проблема не сегодняшнего дня. Еще 12 февраля 2004 года «Голос правды» опубликовал материал под названием «Отрезаны от мира». В нем было изложено все то же самое, что и сегодня волнует хуторян.
Дальняя дорога поневоле
У старонижестеблиевцев — своя проблема. Попасть в Краснодар им с недавних пор стало сложнее из-за корректировки маршрута. Раньше автобус отправлялся в краевой центр из Полтавской с заездом к ним. Теперь этот же рейс стартует из Старонижестеблиевской — с заездом в Полтавскую. Стеблиевец Александр Теслин так и сказал: — Прежде мы ехали в сторону Краснодара, а сейчас — удаляемся от него. Теряем время, наматываем лишние километры, да еще и платим за это…
Как пояснила «Голосу правды» начальник управления администрации района Елена Крутофал, такие изменения внес краевой минтранс. Причина — на участке дороги Старонижестеблиевская — Ивановская мост через оросительный канал признан аварийным. Соответственно, появились ограничения по тоннажу.
На острове
Нет общественного транспорта и в самом райцентре. И это при том, что в станице проживают 26 тысяч населения.
Жители микрорайона Мясокомбинат стали практически островитянами. Попасть в Полтавскую им можно двумя способами: либо по объездной дороге (а это порядка 5-6 километров), либо пешком, перебравшись через железнодорожные пути. Ну а дальше-то что? Опять пешком. Маршрутки, которая раньше забирала людей, следуя в садовое общество «Мелиоратор», теперь нет. Так что кроме как на такси выехать отсюда не на чем.
— Мой участок начинается от улицы Красноармейской и продолжается до Железнодорожной. Представьте себе, столько людей оторвано от центра станицы! Помню, на сходе граждан Любовь Дмитриевна Ковалева очень активно поднимала эту проблему, но, к сожалению, ничего не изменилось, — сказала Галина Ротаренко, председатель ветеранской первички станицы Полтавской.
За последние полтора года местные власти инициировали семь(!) аукционов. Все они не состоялись из-за отсутствия претендентов.
Михаил Серебряков, основной перевозчик в Красноармейском районе, объясняет это экономическими причинами. С его слов выходит, что дневная выручка покрывала только затраты на бензин. Автобусное сообщение по Полтавской приносило исключительно убытки.
На сегодняшний день, когда цена обслуживания автотранспорта удвоилась, и требования к комплектации автобуса (наличие нового навигатора, видеонаблюдения и т.д.) возросли, о рентабельности и говорить нечего.
— Но я готов находить компромиссные решения, — сказал Михаил.
Наш опрос
Нужен ли общественный транспорт в населенных пунктах? Собрали голоса из трех сообществ «Голоса правды» в социальных сетях.
За – 652;
Против – 15.
Две правды
В Староджерелиевской отменены два из шести рейсов маршрута №107 на Полтавскую. Расписание составлено так, что студенты-джерелиевцы и те, кто работает в Краснодаре, не успевают на утренний автобус до города. Маршрутка не ходит в вечернее время. Из-за чего многие не могут трудоустроиться в райцентре.
Перевозчик Игорь Клещев на эти претензии со стороны жителей поясняет:
— Некоторые рейсы, например, в 06:00 и 10:00, сняты, так как в это время зачастую нет ни одного пассажира. До пандемии маршрут был экономически устойчивым за счет медиков, работавших в районной больнице. Сейчас многие из них купили автомобили, а некоторые кооперируются и добираются на такси.
Мне невыгодно из-за двух-четырех человек гонять машину. Стоимость проезда я давно не поднимаю. Когда автомобиль ломается, или мне нужно отсутствовать по производственным вопросам, я предупреждаю об этом в группе в WhatsApp. При стабильном пассажиропотоке, хотя бы до 15 человек за поездку, расписание будет изменено и добавлены нужные рейсы.
Старый, но рентабельный
Маршрут Полтавская — Трудобеликовский — самый рентабельный: автобус всегда битком. Но он, наверное, еще в советское время колесил по району. У него что-то неладно с коробкой передач, и водитель время от времени буквально «втыкает» скорость.
Потолочная обшивка салона «поедена» плесенью, обивка поручней из кожзаменителя потрескалась, а кое-где и вовсе разорвана так, что торчит поролон. Следовательно, сделать дезинфекцию, протереть их — не получится.
Кстати
Помочь Красноармейскому району решить транспортную проблему — хороший предвыборный козырь для кандидатов в депутаты ЗСК. Правда, одних запросов в краевой минтранс здесь явно будет недостаточно. Но, на то и выборы, чтобы каждый из кандидатов делом, а не разговорами и обсуждениями в соцсетях, доказал, что он — тот самый выразитель интересов людей и их защитник.
Уеду — не уеду…
Рейсов до Краснодара всего пять и отмена хотя бы одного — целое ЧП. Не так давно маршрут на 16:30 не обслуживался из-за технической неисправности автобуса. В советское время, если случалась поломка, все завгары и диспетчера, очертя голову бегали в поисках запасного варианта. И, пусть с опозданием, но автобус подавали на посадку. Сегодня перевозчик просто разводит руками и все. На нет — и суда нет. А между тем, на вокзале остались люди, которым нужно было вовремя попасть в краевой центр.
На своих двоих
Кто-то найдет контраргумент и скажет, что теперь почти в каждом дворе есть личное авто. В том-то и дело, что «почти». В каждом, да не во всех. Надеяться на попутку? Нет, кончились те времена, когда «голосующих» подбирали по доброте душевной или из соображений подзаработать на сигареты. Несмотря на то, что машин, действительно, прибавилось в разы, попробуй-ка в попутчики напроситься… Иван Иванович (крупчанин, попросивший не называть его фамилию) отправился в сторону Полтавской пешим, подразумевая, что его, рано или поздно, подвезут. Но желающих так и не нашлось…
Что делать?
В разговоре с жителями о том, как они видят решение транспортной проблемы, напрашивается несколько важных моментов: люди согласны платить даже больше, чем по действующему тарифу. Главное, чтобы была возможность пользоваться общественным транспортом. В любом случае, это дешевле, чем такси; расписание должно быть удобным и учитывать интересы работающего населения; нужно: во-первых, проинформировать население и «накатать» маршрут; во-вторых, обеспечить четкий график. Каждый приходящий на автобусную остановку должен видеть расписание и быть уверенным, что к указанному времени маршрутка подъедет.
Что думают люди
1. Часть небольших населенных пунктов, как то: хутора Крупский и Прикубанский — оказались оторванными от внешнего мира. Или же нет прямого сообщения с райцентром. Требуется пересадка, что приводит к потере времени и дополнительным затратам. В частности, этим страдают хутора Крикуна, Кулики, Зеленский. (Екатерина Провоторова).
2. Убрать с линии «убитый» автобус на маршруте Полтавская — Трудобеликовский. Он ломается, движется черепашьими темпами, создает аварийные ситуации. (Лара Д., Евгений Сергеевич.).
3. В Полтавской, какую окраину ни возьми — расстояние до центра измеряется в километрах. Востребованы маршруты к школам, поликлинике, рынку, к «Светофору». Нередко бывает так, что школьники учатся в одном микрорайоне, а дополнительные занятия проходят в другом. (Елена Резник, Любовь Толстикова, Валентина Синецкая, Ольга Обухова).
4. Если автобус в райцентре будет ходить по расписанию, то и пассажиров станет больше. Главное — охват Полтавской. Сделать так, чтобы можно было уехать из района СОШ №6, наркологической больницы, Ханинского кирпичного завода и т.д. (Ольга Сизая, Марина Сальникова, Марина Шатько, Оксана Руденко, Михаил Клименко).
5. Полтавчане согласны заплатить за проезд на маршрутке даже несколько больше установленной цены. «Все равно будет раза в три дешевле, чем на такси». (Валентина Колеух).
Что думает власть
Игорь Никитин, заместитель главы Красноармейского района:
— Проблемы в части пассажирских перевозок не просто есть, они, к сожалению, нарастают. Волна подорожаний еще больше обострила ситуацию. Некоторые внутрирайонные маршруты перестают оправдывать себя экономически. О какой рентабельности можно говорить, если на маршруте Полтавская — Староджерелиевская число пассажиров не превышает 30 человек в день?
Значительно поднимать цену проезда — мера непопулярная, к тому же требуется обоснование. Тарифы проходят согласования, то есть существуют рамки, за которые так просто не выйти. Район бы и рад выделить средства на дотацию для перевозчика, но дотационного механизма как не было, так и нет. Осложнили транспортное сообщение обстоятельства, связанные с ремонтом мостовых сооружений. На данный момент в районе признаны аварийными пять таких объектов, что привело к корректировке маршрутов не в пользу пассажиров. Или, как в случае со Староджерелиевской — отсрочкой перспективы автобусного сообщения с краевым центром.
Все, что в наших компетенциях, мы делаем. Сейчас прорабатывается маршрут Полтавская — Новомышастовская — Прикубанский. Надеемся, что аукцион даст желаемый результат, и перевозчик найдется. Точно так же и с Полтавской. Будем предлагать поработать в станице, но, повторюсь: все упирается в экономический интерес.