Житейская история. Наш сегодняшний рассказ о том, какими могут быть опасными дороги, а люди – смелыми и находчивыми
Писатели любят предварять страшные рассказы присловьем: «Ничто не предвещало плохого…» В нашей истории предвестие было. Когда чебургольский предприниматель (сегодня атаман Чебургольского ХКО) Николай Прокофьевич Перенижко уже был за калиткой, жена, вдруг тяжко вдохнув, сказала вдогонку: «Что-то тревожно на сердце!.. Ты уж побереги себя там».
Там – это в дороге, пусть и не в очень далёких краях, но всё-таки. Путь до Волгограда – это не из Чебургольской до Полтавской…
В Волгограде предприниматель намеревался купить партию шифера – волгоградского. Ехал с водителем Василием Давыдовичем, человеком надёжным, много в жизни повидавшим.
В Волгограде дело сладили быстро. Загрузились, и КамАЗ из Чебургольской зарычал мотором в обратном направлении.
Надвигалась ночь, но за окном было светло. От снега. В 2000 году снег падал с начала зимы и понемногу. Освежал белую краску.
— Может, заночуем? — спросил Перенижко, когда проезжали милицейский пост у Шахты.
— Сна — ни в одном глазу, — бодро отозвался Василий Давыдович. – Едем, чего уж…
Однако через полчаса усталость дала о себе знать. И они решили не рисковать. Съехали на обочину.
Из сладкого небытия выхватил стук в окно. Сначала вкрадчиво. Потом требовательно. Николай Прокофьевич заметил фигуру человека у машины, приоткрыл окно.
Неизвестный сходу приступил к делу.
— Эй, дядя! Мы эту территорию держим, поэтому давай, плати.
— Сынок! Мы простые люди, едем домой… Какие у нас деньги?! — начал было Перенижко. Но за окном к одной фигуре прибавилось ещё две и прозвучало грозное:
— Папаша! Позолоти ручку! По-хорошему.
Предприниматель кинул в приоткрытое окно пятисотку. В ответ прозвучало: «Шутник, однако». Незнакомцы открыли дверь, и один из них наставил пистолет. Раздумывать было некогда. Николай Прокофьевич перехватил руку, начал выкручивать и отобрал оружие. Передернул затвор, нажал на спусковой крючок, целясь в небо. Но выстрела не последовало. Осечка? Не снял с предохранителя? Или пистолет не был заряжен?..
В следующую минуту Перенижко услышал голос Василия Давыдовича: «Держи». Тот протягивал монтировку. Бросив пистолет на пол кабины, Николай Прокофьевич сделал несколько махов монтировкой. Удалось захлопнуть дверь.
«Слава тебе, Господи!.. Теперь по газам, и ходу…»
Но не тут-то было!.. Машина не заводилась. К штурму эти трое готовились заранее и основательно. Клеммы с аккумуляторов КамАЗа были сняты. Тогда Перенижко решился предпринять другой манёвр, он сказал водителю, чтобы тот выходил из машины и начинал миролюбиво разговаривать с бандитами.
Василий Давыдович так и сделал. А Перенижко в это время выскочил из кабины со стороны водителя и что есть силы побежал по дороге в надежде остановить встречную машину. Сзади крик: «Папаша!.. А ручку позолотить!..» И — топот. За ним гнались…
И вдруг в ночи проявились световые всполохи. Преследователи тоже увидели милицейские мигалки и тут же подались назад.
Потом выяснится: это была патрульно-постовая машина, а за ней тягач, перевозивший небольшой вертолет. Милиционеры решили выяснить, всё ли нормально с этим громоздким транспортом, в это время и подлетел к ним запыхавшийся человек, начавший утверждать, что на дорогах ростовской области хозяйничают… бандиты. Кто-то другой, может, и засомневался бы, но эти стражи порядка – нет. Дело в том, что уже несколько месяцев неуловимая банда держала в страхе автомобилистов. Одно ограбление за другим. До последней копейки как-то вытрясли карманы туриста из Болгарии…
Преступники, конечно, поняли, что попали в оборот, и стали разбегаться. Двое дёрнули через рощу, а третий положился на мотор своей легковушки, но потерпел фиаско. Машина забуксовала на обочине, и налётчика взяли, что называется, тепленьким. Обыск автомобиля дал результат. В «бардачке» нашли студенческие билеты всех, кто выходил на большую дорогу, серьёзный охотничий нож и приличную сумму денег.
Милиционеры не уставали приговаривать: «Мы тут с ног сбились, а вы – раз, и выманили ребятишек…»
Отловить «ребятишек», попытавшихся уйти лесом, уже было вопросом техники и времени. Ну а дальше – скамья подсудимых.
На этом можно было бы поставить точку. Но есть ещё одна немаловажная деталь в этой истории. Уже после суда в Чебургольскую приехал мужчина, чтобы… поблагодарить смелого и находчивого казака. Оказалось, что грабители до нитки обобрали его брата, который ехал в Луганск покупать дом. До суда родственники грабителей всё вернули.
— Может, в местной газете благодарность тебе напечатать? Есть ведь у вас газета? – говорил гость, когда они сидели за рюмочкой.
— Нет, спасибо, — качнул головой Николай Прокофьевич Перенижко.
— Ну, тогда: дай Бог тебе здоровья!