Специалисты «Эмерком-Демайнинг-Юг» проверяют наличие снарядов вдоль автодороги Мариуполь — Донецк
В 2016 году специализированное предприятие по очистке местности от взрывоопасных предметов «Эмерком-Демайнинг-Юг» собрало один из самых значительных «урожаев» в современной истории нашего района. На пустыре, примыкающем к нефтебазе «Полтавская» и железной дороге, было найдено 276 снарядов, одна мина и множество взрывателей.
Об этом подробно рассказывал «Голос правды» и с тех пор поддерживает добрые отношения с генеральным директором предприятия, полковником инженерных войск Василием Оржеховским. Время от времени мы извещали читателей о месте работы саперов. Среди самых заметных задач разминирования — 780-километровый маршрут. Специалисты его проверили, прежде чем строители начали тянуть нитку Каспийского трубопровода. То же самое можно сказать и о Дальнем Западном обходе Краснодара. В последнем случае из-под земли были извлечены не только снаряды, но и артефакты, представлявшие археологический интерес, — черепица, кованые гвозди, предметы быта и т.д.
На сегодняшний день коллектив предприятия разделился на две части: шесть человек, несмотря на «бронь», стали бойцами, выполняющими задачи СВО на Донбассе, еще 15 прошли переподготовку в Международном противоминном центре Вооруженных Сил Российской Федерации. Сейчас они заняты разминированием широкой полосы обочины автодороги Мариуполь — Донецк. Ее, в соответствии с принятым решением, не только капитально отремонтируют, но и значительно расширят. Вот почему принципиально важно проверить на наличие взрывоопасных предметов примыкающий к трассе участок.
И здесь, как рассказал «Голосу правды» Василий Оржеховский, каждый день извлекают неразорвавшиеся артиллерийские снаряды. Хватает и противотанковых мин. Общая протяженность автотрассы — 114 километров. Соответственно, это расстояние саперам нужно будет не просто пройти, а прощупать каждый метр.
Мы поинтересовались у полковника: есть ли среди работающих на Донбассе те, кто в свое время обезопасил пустырь на околице станицы Полтавской?
— Да, конечно, — ответил Василий Оржеховский. — Я не уполномочен называть их по именам, но, на самом деле, люди одни и те же. Только сегодня им гораздо сложнее. Одно дело — извлекать и обезвреживать снаряды Великой Отечественной войны и совсем другое — современные средства поражения, зачастую снабженные хитроумными ловушками.
На вопрос: сколько займет времени разминирование Донбасса, Василий Оржеховский ответил коротко: «Годы!..»
…Наверное, поэтому контракт с саперами заключается не на три месяца, а на шесть.
Напоминаем:
Во время Великой Отечественной войны в районе нефтебазы «Полтавская» разбомбили эшелон со снарядами и артиллерийские склады. Гора смертоносного металла разлетелась по всей округе. Что было на поверхности — собрали, но сотни снарядов ушли глубоко в землю и остались там ждать своего часа…
На каждом гектаре пустыря было обнаружено до 70 снарядов размером от 20 до 152 миллиметров.
P.S. За 10 лет предприятием «Эмерком-Демайнинг-Юг» обследовано 9 тысяч гектаров, найдено и обезврежено более 15 тысяч снарядов.