Журналист «Голоса правды» побывал в зоне спецоперации

За кулисами передовой: как живут и служат мобилизованные

Хватило беглого просмотра районки, чтобы бойцы оценили масштаб патриотического подъема, а организатора марьянской группы помощи участникам СВО Виталину Этман назвали «Мамочкой»./Фото "Голоса правды"

Не скудеет поток гуманитарной поддержки. Директор полтавского предприятия «Комби» Игорь Проворов уже в который раз поехал груженным на Донбасс. В машине все, что может помочь приблизить Победу — запчасти, приборы, маскировочная сеть, стяг русскому воинству с ликом Христа, продукты.

По газам!

Граница Ростовской и Донецкой областей. КПП «Успенка». Раннее утро, но очередь приличная — вереница из машин. Пассажиров направляют в зал для проверки документов. Показалось, что мой паспорт особенно придирчиво изучают. Женщина в погонах спрашивает: впервые ли я еду на Донбасс? А затем резко: «Зачем?..»

Хороший вопрос! К теще на блины. Но я отвечаю так, как есть.

…Первые же километры по территории многострадального Донбасса о многом говорят. Обочины давно не чистились, поэтому на асфальт стягивается колесами грязь, что делает дорогу опасной. Но водителей военных машин это не останавливает. Они не едут — летят. К гонкам уже привыкли: там, на передовой, медленное передвижение смерти подобно. Вероятность прицельного попадания тем меньше, чем выше скорость. Она стала синонимом жизни.

Глядя на военных, газуем и мы.

Держим курс

Рядом, параллельно трассе — стройка. С Дона-батюшки тянут водопровод, чтобы подключить Донецк к главному ресурсу жизни. Вода в областном городе — дефицит. Точно так же как и в Горловке. Земельные работы не прекращаются ни днем, ни ночью.

Амвросиевка, Иловайск… В глаза бросается заброшенность. Изгороди давно не красились, стены не белились. Новостроек — ноль. Не до этого. И вдруг выныривает памятник… Хотя, нет. Это своеобразный знак. На каменной горке — «КамАЗ» с размашистой надписью: «Гуманитарная помощь от Российской Федерации».

Переглядываемся с Игорем Проворовым. Он кивает головой: «Значит, правильно держим курс!..»

Ехать в верном направлении непросто. Указателей — где и какие населенные пункты — почти нет. Только знаки с выделенными главными дорогами — и все. Интернет заглох, соответственно, и навигатор не помощник.

Ну, здравствуйте!

А вот и место, где нас ждут. Окраина населенного пункта. Заброшенное производство. Его территория густо поросла кустарниками и уже окрепшими деревьями. Эти дебри могут иногда быть хорошей маскировкой. Но то, что она не лишняя — это точно. Бои совсем рядом, в 12-15 километрах.

Прячем машину под бетонный навес производственного блока. Невольно отмечаем: как хорошо, что в советское время делали все основательно. Если прилетит что-то «легкое» — плиты сдержат удар. Встречающие нас бойцы не ограничиваются рукопожатиями. Обнимаемся: «Братка, братка…»

Нам рады. Мы прибыли из другого, уже изрядно этими людьми забытого, мира. Из того Отечества, в котором пашут землю, водят детей в детский садик, посещают кинотеатр, спортзал, ходят к теще на блины… Из Отечества, которое они защищают…

Гражданская складчина

Все, что привезли, было встречено на ура. Пряники и конфеты от «Голоса правды»; борщевые-суповые наборы полтавской группы «Мы вместе»; продукты питания и маскировочная сеть — от неравнодушных жителей Славянска-на-Кубани. Правда, уже при разгрузке выяснилось, что с сетью вышла незадача. Видимо, ее плели новички: лоскуты использовали почему-то в основном голубого цвета…

Уже в который раз удивил директор предприятия «Комби» Игорь Проворов. В его «посылке» были сигареты, инструменты, в том числе сверла Bosch. Это нынче так просто не купить. Ну и самое ценное — стартер к военной машине и бинокль с сильной оптикой для разведчиков. И то, и другое тоже не по щелчку пальцев появилось. Помог партнер «Комби» — ростовский поставщик запчастей. Он решил этот вопрос по своим каналам и передал проплаченные Проворовым «подарки» уже на маршруте следования.

Вот такая получилась складчина. Она — символичная: ведь в этом казачьем дивизионе собрались мобилизованные и добровольцы из Кубани, Дона, Воронежа, Донбасса. Есть даже москвичи. Они в казаках не состоят, но разделяют патриотические устремления Донского и Кубанского войска. Были и мобилизованные из Красноармейского района. Правда, одного комиссовали по состоянию здоровья, другой, по своим причинам, от общения отказался…

Между прошлым и будущим

Призванные на решение задач СВО мужчины очень разные. И по возрасту, и по складу характера, семейному положению, гражданской профессии. Здесь строитель, механизатор, водитель,  предприниматель…

Иван К. имел личный самосвал и оказывал услуги перевозчика. Когда «небо заволокло тучами» (с его слов), принял решение пойти воевать добровольцем. У Ивана трое детей. Старший уже отслужил в армии. Вот он и остался в семье за хозяина.

— Я воюю за то, чтобы детям не пришлось браться за оружие. Сейчас решается будущее семьи, всех нас.

Точно такие же мотивы у 47-летнего добровольца, которого все зовут Сергеевич. Он родом из Славянска-на-Кубани, состоит в казачьем обществе и не без гордости это подчеркивает. В скором времени в его семье случится пополнение: Сергеевич станет отцом (внимание!) десятого ребенка.

И это не шутка. Приглаживая крепко поседевшую бороду, славянский казак приговаривает:

— И как тут не воевать!.. За мной вон сколько народу!..

Александр Л. на защите Донбасса с 2014 года. Когда уходил в ополчение у него был один ребенок, сейчас уже двое, а скоро родится третий. Как рассказал о себе Александр, он — казак в шестом поколении. Воюет за идею. В казачьем дивизионе — механик-водитель, а в свободное от бронетранспортера время — кашевар.

— Стоило один раз приготовить обед — и все!.. Чуть что — варю-жарю и за себя, и за того парня… — рассказывает механик-водитель, нисколько не смущаясь своей параллельной занятости.

И вот еще что любопытно. Мы спросили Александра: как жена относится к его ратной и уже многолетней службе? Он сообщил, что его половинка занимает приличный пост в госструктурах. Как она может относиться?!.. Как государственник.

…Кстати сказать, я был зван к столу и отведал супчика от шеф-повара Александра. Готов подтвердить: он большой молодец.

Лолита — ангел хранитель

Казачий дивизион решает различные задачи: здесь артиллерия, разведка, охотники за дронами. И, конечно — ремонтное подразделение, что крайне важно в условиях, когда до передовой рукой подать. Наверное, поэтому командиром у казаков — офицер Российской армии Андрей Н. Этот военный в звании капитана еще достаточно молод. Но на челке уже седая отметина. Причем так — полосой.

— Дух боевой. Быт — сами видите — налажен, — будто отчитываясь, говорит капитан. — Ко мне жена приезжает. Встречаемся в Донецке. Вот собаку привезла. Мою Лялю. Теперь она с нами. Служит ангелом-хранителем.

…До спецоперации собака по кличке Лолита без хозяина вела себя достаточно тихо. Но как только Андрей оказался в гуще событий СВО, Ляля подняла на ноги весь дом. Жена пожаловалась: мол, житья от нее нет, давай отдадим кому-нибудь. И тогда офицер сказал (или приказал!), чтобы на следующую встречу супруга приехала с собакой. Так Лолита оказалась в «расположении».

Однажды на заброшенный объект, где расквартировались казаки, с дрона сбросили боезаряд. Все обошлось, никто не пострадал, вот только Ляля очень испугалась. Через несколько дней история повторилась, но уже без эффекта неожиданности. Собака услышала (или почувствовала) приближение беспилотника, спряталась в безопасное место и давай истошно лаять. Ее поняли правильно: все, кто был в это время во дворе, поспешили укрыться. Так Лолита, она же Ляля, и стала ангелом-хранителем.

Чай-выручай

Укрытием от налетов, да и вообще — местом проживания, стали подвалы этого самого заброшенного производства. Нужно было очень постараться, чтобы сделать изъеденное сыростью бетонное подземелье мало-мальски жилым. В ход пошло все — фанера, картон, куски изоляционного материала и линолеума. Из каких-то руин привезли панцирные кровати, из досок поддонов смастерили топчаны, столы, полки. Аккумуляторная батарея оживила лампочки. А когда раздобыли газовый баллон и печку на две конфорки, механик-водитель, он же повар Саша, сказал: «Теперь жить можно!..»

Еще выше градус настроения «подпрыгнул», когда появилась банька. На «убитый» тракторный прицеп взгромоздили такой же пострадавший от времени и осколков автомобильный кузов. В нем оборудовали печку, лавку, все что нужно, чтобы помыться. А потом и чайком побаловаться. Все тот же Александр Л. готовит специальные, «духоукрепляющие», чаи. Сборы присылают знатоки-травники из Новочеркасска. Так или нет, но говорят, что такой напиток укрепляет дух и тело бойцов. Да и ремонтников тоже. Им военного лиха приходится хлебать не меньше.

Ремонт — дело тонкое

…Экипаж бронированной ремонтно-эвакуационной машины копался в двигателе, устраняли какую-то неполадку. Двое совсем молодых ребят сидели наверху авто, третьему повезло меньше. Ему пришлось лезть под днище и уже оттуда помогать. Дерюжка, служившая подстилкой, тут же оказалась вмятой локтями в грязь. И вот уже не понять, чего больше на комбинезоне — мазута или холодной донбасской жижи. Накануне был дождь…

Вызволяя с поля боя подбитую или сломавшуюся военную технику, эти ребята рискуют не меньше, чем, скажем, танкисты. Какие бы дымовые завесы не устраивались, экипаж может стать легкой добычей для артиллерии ВСУ или того же беспилотника. Будучи тягачом, машина лишена маневренности и скорости. А если еще и мотор заглохнет — пиши пропало. Поэтому на ремонт сил не жалеют.

Вано

Иван К. оказался в числе ремонтников, взявшихся соорудить защитный козырек для орудия 240-мм «Тюльпана». Из сетки рабицы они сварили накидку. И уже поверх нацепили маскировочную сеть. От кого может защитить эта конструкция? От самого коварного «ястреба» — дрона-камикадзе. А получается вот что. Пикируя на цель, беспилотник ударяется о защиту — металлическую сеть. Это провоцирует взрыв, но он, отдаленный от брони, уже не наносит фатального ущерба.

— Казаки легки на выдумку, — подводит черту Иван, он же, с легкой руки Игоря Проворова — Вано. Чернявый, верткий, азартный, этот доброволец прямо выпрашивал позывной «Вано». Похоже, что так и будет: бойцы уже при нас стали звать казака на грузинский лад.

Почему тяжело

Справедливости ради, надо сказать, что и на той, противоборствующей, стороне, не лыком шиты. Когда создавали укрепрайоны на линии Бахмут — Авдеевка — Марьинка, ВСУшники сообразили, как можно быстро и технически просто строить защитные сооружения. Вырывался котлован, в него опускали вагон и «миксерами» заливали высокопрочным бетоном. Закрытый поверх землей, этот бункер, становился фактически неуязвимым. Повредить его можно разве что прицельным попаданием сверхмощного снаряда. Это к вопросу о том, почему на Донецком направлении идут затяжные и такие тяжелые бои.

Правильно сказал один из бойцов дивизиона: «В смысле находчивости, мы такие же, как они. И наоборот…»

Встанице
Бонусы онлайн казино - узнайте больше про фриспины, приветственные бонусы и акции на сайте нашего партнёра!