Как наполнить общий кошелёк

Актуальное интервью. Строительство дорог, освещение улиц, новые места в детских садах — всё это и многое другое
зависит в немалой степени и от того, как мы платим налоги,  считает первый заместитель главы района Н.И.Шумченко
— Николай Иванович, для начала проведите краткий экономический «ликбез», объясните, что такое бюджет, консолидированный бюджет, от чего зависят их размер, наполнение?
— Всего существует 4 уровня бюджета: поселенческий, районный, краевой и федеральный. В эти 4 уровня поступают налоговые и неналоговые доходы. Сумма первых трёх составляет консолидированный бюджет Краснодарского края. Но чтобы собирать налоги, необходимо иметь налогооблагаемую базу. Так что всё начинается с экономики. Пополняют казну как юридические, так и физические лица. И наш общий кошелёк будет тем полнее,  чем больше будут доходы у предприятий и населения.
— Раз уж начали с экономики, то скажите, каково её общее состояние в нашем районе?
— Если говорить о валовом внутреннем продукте (ВВП — объём произведённых, отгружённых товаров, предоставленных услуг), то в 2013 году он составил 19,4 млрд рублей и вырос по отношению к 2012 на 54%.  Но, к сожалению, по некоторым отраслям (промышленность и переработка) мы сработали с  минусом.   К примеру, райпищекомбинат «Красноармейский» ст. Марьянской в связи с банкротством не платит никаких налогов, а ведь только по акцизам на вино он ежемесячно пополнял консолидированный бюджет края на 25 млн рублей. Хуже сработали в прошлом году элеваторы.
Слабее результаты и в  сельском хозяйстве. Из-за пирикуляриоза риса произвели меньше. Резко снизила свои показатели Новомышастовская птицефабрика. Её задолженность перед бюджетом только по НДФЛ (налог на доходы физических лиц) составила более 6 млн рублей. «Полтавские консервы» по этому виду платежей задолжали 5,1 миллиона.
Приведу и ещё один не очень приятный факт. Наш Красноармейский район достаточно густонаселённый – 103,7 тыс. человек. Трудоспособное население составляет 59,1 тысячи. В экономике района занято 37,2 тыс.  человек, а это всего 63% от общего количества трудоспособных людей. То есть 37% жителей предпочитают работать неофициально и не платят никаких налогов или трудятся за пределами района. В итоге же получается, что обеспечивают жизнедеятельность района всего 36 % от общего количества жителей.
— Тогда скажите, что же положительного происходит в нашей экономике?
— У нас хорошая динамика развития малого и среднего бизнеса. На 1 января 2014 года насчитывалось свыше 4000 предпринимателей, которые обеспечивают работой более 10 000 человек. А это — 27% людей, занятых в экономике района. Предпринимательство (при всех трудностях его развития) обеспечило 53% оборота товаров и услуг (вклад в валовый районный продукт). 
— Николай Иванович, какой вид налогов является основным для бюджета района?
— Основным и наиболее стабильным источником дохода для района и сельских поселений являются поступления по налогу на доходы от физических лиц. В структуре бюджета он составляет 80% от общей суммы. 44% НДФЛ поступает в районный бюджет и 13% — в бюджеты сельских поселений. Именно поэтому администрация района заинтересована в том, чтобы зарплаты платились только официально. За 2013 год в районе собрано 587 млн рублей НДФЛ, это больше, чем в 2012 на 70,8 млн рублей. В 2013 году средняя зарплата по району составила 19 993 рубля, что на 12% выше 2012 года. 
Конечно же, пополнение бюджета за счёт НДФЛ было бы значительно более высоким, если бы не порочная практика выплаты зарплаты в конвертах. Из-за этого значительные суммы недополучает бюджет, но прежде всего от «серых» схем страдают люди, у которых в итоге — нищенские пенсии.
Исходя из этой экономической ситуации, мы и формировали доходы бюджетов всех уровней.
— И каковы результаты?
— По итогам 2013 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края составили 1 млрд 234 млн 800 тыс. рублей, по  отношению  к  2012  рост  —  12,3%  (10-е место в крае). В собственный бюджет района в прошедшем году привлечено 401,1 млн рублей, что позволило выполнить плановые назначения на 100,2% и обеспечило прирост доходов на 11% (12-е место в рейтинге городов и районов края). Первоначально бюджет района утверждался в сумме 391,6 млн рублей и несколько раз корректировался в сторону увеличения.
В бюджеты сельских поселений собрано 233,1 млн рублей, здесь темпы роста 13,1%, это лучше, чем в среднем по краю.
— Николай Иванович, так много или мало мы собираем налогов?
— Наверное, самым верным показателем будет, если мы посчитаем, сколько же налоговых и неналоговых платежей приходится на одного жителя поселения. Краевой среднепоселенческий показатель составляет 2781 рубль на одного человека. Только у Октябрьского сельского поселения этот показатель выше – 3476 рублей. Близкие к краевым (в рублях) — Полтавское (2707), Новомышастовское (2575) и Протичкинское (2263). Самый низкий результат  в Трудобеликовском поселении — 1372 руб. доходов приходится на одного жителя.
Очень интересно выглядят показатели по НДФЛ из расчёта на одного жителя поселения в месяц (в рублях): Полтавское – 799, Октябрьское – 415, Протичкинское – 398, Чебургольское – 392, Новомышастовское — 377, Марьянское – 376, Старонижестеблиевское – 356, Староджерелиевское – 343, Ивановское – 220, Трудобеликовское – 165 рублей. Итого: по поселениям – 445 рублей, при среднекраевом уровне — 987.
Ещё интереснее, если мы подсчитаем уплаченный НДФЛ на одного трудоспособного жителя в месяц и отсюда произведём расчет официального дохода, который он получает.
В Полтавском поселении средний уровень НДФЛ в 2013 году составил 1598 руб., соответственно, средняя официальная зарплата – 12297 рублей;
в Октябрьском (в рублях): НДФЛ – 791, зарплата — 6954;
в Протичкинском: НДФЛ – 838, зарплата – 6450 ;
в Старонижестеблиевском: НДФЛ – 735, зарплата – 5659;
в Новомышастовском: НДФЛ – 715, зарплата – 5502;
в Марьянском: НДФЛ – 625, зарплата – 4812;
в Чебургольском: НДФЛ – 625, зарплата – 4808;
в Староджерелиевском: НДФЛ – 482, зарплата – 3713;
в Ивановском: НДФЛ – 473, зарплата – 3641;
в Трудобеликовском: НДФЛ – 319, зарплата – 2456 руб.
В результате этого при установленной величине прожиточного минимума в крае для трудоспособного населения за 2013 год 7596 рублей ниже «порога бедности», исходя из сумм уплаченных налогов, у нас оказались жители всех сельских поселений за исключением Полтавского. А самые малоимущие у нас трудобеликовцы, хотя по количеству объектов торговли и вновь возводимых помещений им нет равных. Это означает, что в этом поселении много неучтённых доходов. Не намного лучше картина в ст. Ивановской, где люди занимаются  выращиванием овощей, продают их, а налоги вносят только за землю. НДФЛ же должен уплачиваться с любого вида доходов: продажи, сдачи в аренду помещений и земли, складских помещений и т.д.
А потом эти же  люди требуют от местной власти дороги, тротуары, уличное освещение, места в детских садах  и другие блага.
Следует учесть, что размер минимальной заработной платы, согласно действующим нормам, не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае. Выход из ситуации только один – незамедлительное принятие мер по выводу из тени нелегальных выплат.
— Но есть ведь и другие виды налогов, которые идут непосредственно в бюджеты сельских поселений?
— Да, есть, это в основном имущественные налоги: транспортный, налоги на землю и на имущество физических лиц.
Если говорить о транспортном налоге, то он идёт в краевой бюджет, но возвращается к нам сторицей. В прошлом году мы затратили на ремонт дорог около 90 млн рублей. Но надо иметь в виду, что впредь краевые власти будут выделять  субвенции пропорционально уплаченным налогам. Долги по транспортному — 12 млн 732 тыс. рублей.
Теперь о земельном налоге физических лиц. Если брать его      сумму на одного жителя, то меньше всего земельных участков в собственности (из-за отсутствия паевых земель) имеют жители Октябрьского и Полтавского сельских поселений. Самые богатые латифундисты — жители Староджерелиевского, Ивановского, Старонижестеблиевского сельских поселений. В среднем земельный налог  на одного жителя составляет в поселениях (в рублях): Староджерелиевском – 789; Ивановском – 766; Старонижестеблиевском – 691; Новомышастовском – 644; Марьянском – 577; Трудобеликовском – 551; Протичкинском – 540; Чебургольском – 438; Полтавском – 386; Октябрьском —  147.
Недоимка по земельному налогу на начало нынешнего года составила более 14,5 миллиона рублей. Несмотря на её уменьшение по сравнению с 2012 годом, «лидером» по долгам остаются жители Трудобеликовского сельского поселения – 3 млн 133,2 тыс. рублей. В должниках и  чебургольцы – 226 тыс. рублей, ивановцы – 1 млн 998 тыс., марьянцы – 1 млн 471 тыс., протичкинцы — 569 тыс., новомышастовцы – 1 млн 275 тыс., полтавчане – 2 млн 477 тыс., октябрьцы – 396 тыс., староджелелиевцы – 612 тыс., старонижестеблиевцы – 2 млн 361 тыс. рублей.
Недоимка по налогу на имущество физических лиц на 1.01.2014 года составляла 6 млн 749,7 тыс. рублей. И опять первенство за Трудобеликовским сельским поселением – 2 млн 284,8 тысячи.
В целом недоимка по трём имущественным налогам осталась на уровне показателей начала 2013 года – 34 млн рублей.
— Николай Иванович, из вашего рассказа можно понять, что резервы пополнения консолидированного бюджета района ещё далеко не исчерпаны.
— Это, действительно, так. Руководители предприятий, предприниматели, жители района должны понять, что бюджет — это не что-то абстрактное, а наш общий кошелёк, и, чтобы хорошо жить, нужно платить налоги. Те хитрецы, которые выплачивают «серую» зарплату, должны уяснить, что обворовывают они, прежде всего, своих рабочих, обрекая их в старости на нищету. Некоторые руководители зарплату выдают вовремя, а выплату НДФЛ задерживают на 2 – 3 месяца. Хотелось бы напомнить, что за такие «шутки» с законом предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
За 2013 год на 13 заседаниях межведомственных комиссий рассмотрено 2196 должников, в том числе: 438 — юридических лиц, 1402 — физических лица и 356 — индивидуальных предпринимателей, имеющих просроченную задолженность в бюджет по налоговым и неналоговым платежам в общей сумме 73 млн 207,5 тыс. рублей. В результате деятельности межведомственных комиссий в консолидированный бюджет Краснодарского края за 2013 год поступило 66 млн 277,7 тыс. рублей.
Но всё же основным администратором по сбору налогов является межрайонная налоговая инспекция. Конечно, хотелось бы с её стороны видеть более активные действия, как и от службы судебных приставов исполнителей. Наша с ними главная, общая задача — это заставить уважать закон, а тех, кто не уважает, заставить его бояться.

Встанице