Их приключение продлилось четыре дня
Полтавский тренер по джиу-джитсу Роман Скойбеда вновь «подбил» местных активистов на долгое велосипедное приключение. Группа из шести человек собиралась, избегая загруженных дорог, проехать от станицы Ахметовской Лабинского района до поселка Афипского Северского района. Но без потерь не обошлось.
Участвовать в затее Романа согласились его сын Мирослав, полтавчанин Александр Деев, супруги Евгения Медведкова и Сергей Подольский из станицы Старонижестеблиевской, а также знакомый тренера Константин Погорелый из Краснодара.
Это уже второй горный велопоход наших земляков. Первый они устроили в августе прошлого года, когда проехали через четыре района. В этот же раз маршрут был выбран многообещающий. Путникам предстояло увидеть красоты Лабинского, Мостовского, Майкопского, Белореченского, Апшеронского и Горячеключевского районов. Точкой отправления стала станица Ахметовская, потому что Роману это место дорого. Здесь его семья берет свои корни.
Новые реалии
Роман Скойбеда с сыном Мирославом и Константином Погорелым первыми приехали на начало маршрута и принялись искать жилье на одну ночь. И сразу же столкнулись с нововведениями: даже в гостинице самой отдаленной станицы на окраине Лабинского района попросили предъявить QR-коды о сделанных прививках от ковида. Взрослые были вакцинированы, проблем не возникло, но сама просьба поразила наших путников, ведь они впервые с этим столкнулись.
На второй день подъехали и остальные члены группы. Торопиться с выездом не стали. Решили как следует насладиться местными красотами. Погуляли по окрестностям, побывали в пещерах Попова, искупались в озере Круглом. Но для Романа и Мирослава главным стало, конечно же, посещение могилы прадедушки — Александра Ивановича Скойбеды. Там они навели порядок.
— Хотелось показать сыну, где похоронена его родня, чтобы он знал, куда приезжать, — рассказал «Голосу правды» Роман Скойбеда. — В Ахметовской раньше многие наши близкие жили. Нам с Мирославом даже удалось попасть в дом, куда я в детстве приезжал на лето. Познакомился со своим троюродным братом. Всполошили немного близких, но встретили нас гостеприимно.
Проблемное начало
День отдохнули и, казалось, подготовились к большому путешествию на все сто. Но не тут-то было. Если в прошлой поездке не везло с транспортом в основном Мирославу, то на этот раз — его отцу. Сразу же, на старте, поломалась педаль на велосипеде Романа. Он даже поговорку вспомнил: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Пришлось искать водителя, ехать в Лабинск и приобретать новую деталь. Ее успели купить уже перед самым закрытием магазина.
Дальше — больше. Только отправились в путь — отломалось крепление на переключателе скоростей. И опять же — на транспортном средстве Скойбеды-старшего. Позже еще дважды рвалась цепь. В общем, без приключений не обошлось.
— Каждый раз кажется, что предусмотрено было все, но непредвиденные обстоятельства тут как тут, — прокомментировал наш земляк.
«Дети солнца»
В первый день добрались до станицы Хамкетинской. Согласно Википедии, здесь постоянно проживают 449 человек, но на деле — порядка 250 местных жителей и где-то 350 приезжих со всей страны. Последние состоят в общине «Дети солнца».
Пять лет назад, в начале 2016 года, это название гремело и в нашем районе, и по всей стране, когда правоохранители задержали 61-летнего Александра Куренкова. В станице Староджерелиевской он был лидером похожего сообщества. Его обвинили в создании секты и насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней.
Сергея Подольского местные жители приняли за одного из «детей» из-за атрибутов солнца на одежде. Но, по словам Романа, хамкетинцы не жалуются на гостей: те ведут себя тихо, никому не мешают.
Потеря бойца
После Хамкетинской группа попрощалась с Константином Погорелым. Он сошел с дистанции из-за сильных приступов аллергии. На тот момент наши земляки проехали порядка 70 километров, сил было еще довольного много, и путешественники решили отправиться дальше, в Новосвободную. Там, на перевале, еще остались развалины старой часовни, на фоне которой туристы любят фотографироваться.
Спустившись с горы, путники нашли место для ночлега. Разбили палатку у горной реки. Поужинали, искупались в ледяной воде и легли спать. После такого непростого дня все спали как младенцы.
«Метрическая единица»
На другой день путники побывали в станицах Севастопольской и Абадзехской. Дорога — сплошь спуски и подъемы. Из интереса зафиксировали их длину. В среднем каждый спуск и подъем составлял либо 800, либо 1600 метров. Между собой в шутку ввели термин измерения «метрическая единица» или «две метрических единицы». Если условных единиц впереди две, то ожидался либо длительный спуск, либо долгий подъем.
— Если спуск — то хорошо, — прокомментировал Роман Скойбеда. — Просто катишь себе вниз, только тормозом регулируй скорость. А вот с подъемами было нелегко. Зачастую приходилось идти в гору на своих двоих, да еще и велик тащить.
Самые выносливые
Только Евгения и Сергей проходили маршрут исключительно на велосипедах и снизу-вверх, и наоборот. У супружеской пары опыта хоть отбавляй. Как мы уже писали, Женя вместе со своим мужем объехали множество прекрасных мест нашей необъятной Родины. Поэтому для них нагрузка в горах Кубани и Адыгеи была вполне терпимой.
И даже после Курджинской, когда группа, искупавшись, выехала на самую сложную, гравийную, дорогу, Медведкова и Подольский продолжали путь на двухколесном транспорте. Поэтому им приходилось ждать земляков в среднем по 5-10 минут.
Цивилизация — в 10 километрах
Доехали до Безводной. Станица оказалась практически заброшенной. Живут здесь в основном дачники: приезжают в сезон, а на зиму жилье бросают. По-другому сложно. Газа нет, как и воды — пользуются колодцами. Хозяин одного из домов заверил путников, что им там «ловить» нечего. Он же рассказал, что буквально в десяти километрах находится Пшехская. В ней есть все — речка, уютный пляж, магазины, большой храм.
Вверх, порядка 1600 метров, половина группы поднималась пешком, а затем всех ждал затяжной спуск в десять километров.
— В станице Пшехской, наверное, был наш лучший отдых, — отметил тренер. — Там бежит неглубокая, но с сильным течением река Пшеха, а рядом — небольшой лесок. Разбили палатки, поели, и сон не заставил себя долго ждать.
На развилке
На следующий день пришлось решать: либо упростить маршрут и двигаться через Нефтегорск, либо добираться до Апшеронска. Мирослав ратовал за первый вариант. Парень явно подустал. Но взрослые все же решили действовать по программе-максимум.
Миновав Апшеронск, группа выехала к хутору Красная Горка и оттуда — на Хадыженск, а затем — на Горячий Ключ.
После Кутаиса были еще два подъема, от Октябрьского — около двух километров. Зато дальше — такой спуск, что, казалось, что уши хлопали. Добрались до Горячего Ключа. Возле дороги на станицу Калужскую устроили привал.
Везде будет асфальт
Дорога в Северский район оказалась сравнительно несложной. Местами здесь кладут асфальт, и до станицы Калужской велосипедисты добрались быстрее, чем ожидали. Ну а холмистая местность до станицы Новодмитриевской, а затем и до поселка Афипского, и вовсе нашим героям показалась комфортабельной. С последнего пункта группа уже отправилась на автомобилях, потому что в езде по трассе после Федоровского гидроузла никто не видел смысла. Всего путникам удалось преодолеть порядка 400 километров.
Только цифра
15 населенных пунктов проехали наши земляки за четыре дня.