Врач Алексей Малахов почти девять месяцев работает в «инфекционке»

Он рассказал, как не сойти с ума, ежедневно встречаясь с человеческой болью, страданиями и смертью

В редкие минуты отдыха доктор Алексей Малахов старается отключиться от тяжелых мыслей от работы в госпитале. Фото "Голоса правды"

Когда мы спросили у руководства Красноармейской ЦРБ: кого можно назвать самым почетным «долгожителем» инфекционного госпиталя, нам, не задумываясь, ответили: доктора Малахова. Терапевт и инфекционист-рентгенолог Алексей Малахов борется с пандемией коронавируса в стенах полтавской «инфекционки» с первого дня ее открытия. Сегодня он скромно и без прикрас рассказывает об этой тяжелой, рутинной работе.

Как все начиналось

Ни за что бы не подумал, что пандемия коронавируса затянется настолько всерьез и надолго. Когда мы заступали на работу в госпиталь в апреле, все было тихо и спокойно. Как и мои коллеги, я был уверен, что эпидемия скоро стихнет, и медперсонал разойдется по домам. Не было страха, потому что никто еще не понимал, как далеко может зайти эта ситуация. Ну а сегодня, конечно, COVID-19 показал, на что он способен, и отношение к нему стало гораздо серьезнее. Очень тревожит масштаб эпидемии и непредсказуемость нового вируса. Он — вездесущий и смертельно опасный, и невозможно даже приблизительно спрогнозировать, когда отступит эта болезнь. Скорее всего, ее можно сравнить с оспой, которую победили только после того, как все сделали прививки.

Семьдесят на одного

В редкие минуты свободного времени я просматриваю социальные сети и вижу, что среди населения порой встречается негативное отношение к персоналу госпиталя. Наверное, людей можно понять. Больных сегодня очень много, и все они находятся здесь в тяжелом состоянии. Конечно же, мы следим за течением болезни каждого. Но сегодня на одного врача приходится от 50 до 70 пациентов. Причем, по 40 человек в день ежедневно пополняют их ряды и примерно столько же выписываются. Вполне может быть, что кто-то при этом испытал недостаток внимания, участия, кому-то не хватило слов поддержки. Но такова сегодня ситуация: на душевные беседы у докторов зачастую не хватает ни времени, ни сил. И наша, казалось бы, такая благородная и романтическая профессия, в госпитале, увы, превратилась в рутину. Хотя именно здесь, как нигде, врачи проходят своего рода естественный отбор. Тот, кто не находит в себе сил не только лечить, но и понимать чужую боль, в нашем коллективе надолго не задерживается.

Как не свихнуться

За восемь месяцев нашей работы, конечно, изменилось многое — схема лечения, количество больных, штат сотрудников. Но не меняется одно: переживать смерть пациентов не становится легче. Был у нас в госпитале особенно трагический и необъяснимый случай. К нам поступила семья — мать, отец и сын, все трое с поражением легких. Мужчина выздоровел, а его жену и сына спасти не удалось. Чувство опустошения после этого не проходило очень долго. Я постоянно спрашивал себя: почему так все несправедливо с этой пандемией? Не должны каждый день умирать люди, которым бы еще жить и жить, если бы не коронавирус. От таких мыслей, конечно, можно, свихнуться. Но врач не должен тратить время на переживания. Мне нужно было идти к другим больным, ведь поток поступающих в госпиталь не снижается. Наверное, этот бешеный темп работы и помогает нам держать себя в руках. И, ко всему прочему, мы стараемся почаще общаться с коллегами, перезваниваемся с семьей, встречаемся с детьми — хоть через забор и на расстоянии, но видимся регулярно. Это придает бодрости и дает возможность хоть немного отвлечься от тяжелых воспоминаний о работе.

Приветы из «чистой» зоны

Вообще, тех, кто понимает наше непростое положение и поддерживает нас в этой ситуации, в районе гораздо больше. Из «чистой» зоны постоянно привозят то свежие фрукты, то мед, то выпечку к праздникам. И нам приятно, что быт работников госпиталя организован на достойном уровне. Сейчас мы живем в палатах родильного отделения. Нам есть, где постирать и высушить одежду, где отдохнуть и даже позаниматься на тренажерах или поиграть в волейбол. Но, честно говоря, единственное, чего хочется сразу после смены — поесть и выспаться. Еще, конечно же, очень скучаем по домашней еде, по обычной, «мирной» жизни. Но мы надеемся, что скоро нам дадут возможность почаще выбираться домой на выходные.

Думайте о близких

По поводу способов защиты от коронавируса сказано уже очень много, и лишний раз не хочется читать людям мораль. Но бояться, опасаться COVID-19 все-таки нужно. Самое главное сегодня — не собираться большими компаниями. Не нужно устраивать массовых гуляний, отпразднуйте Новый год дома, избегайте толпы, чтобы не допустить вспышек заболевания. Чем дольше вы не заразитесь, тем меньше будет шансов у вируса добраться до вашей семьи. Берегите себя и в каждый момент времени думайте о своих близких.

Встанице