Через 75 лет красноармейцам, погибшим при освобождении станицы Новомышастовской, были возданы воинские почести
Новомышастовская первой в районе была освобождена нашими войсками 19 февраля 1943 года. Сотни воинов Красной армии погибли в боях за станицу. Это были бойцы 389-й стрелковой дивизии 37-й армии, 9-й горно-стрелковой и 2-й гвардейской стрелковой дивизий.
Отметить знаменательную дату — 75-летие освобождения станицы — собрались у Мемориала славы сотни новомышастовцев, глава района Юрий Васин, райвоенком Игорь Дзугкоев, руководитель краевой организации поисковиков Александр Шепелев, протоиерей Александр, члены районного поискового отряда «Здебор». Из станицы Петропавловской Курганинского района приехала семья героически погибшего в те дни под Новомышастовской пулеметчика Моисея Коморного. Перезахоронение останков его и еще 18 красноармейцев, обнаруженных поисковиками «Здебора» 30 декабря прошлого года, стало главным событием торжественного митинга.
Части наших войск подошли к Новомышастовской с северо-востока. Немецкая оборона была здесь сильно укрепленной. В сохранившихся донесениях командиров советских частей отмечалось, что на каждый километр фронта фашисты имели здесь до 15 пулеметных точек, значительное количество минометов и артиллерийских орудий. Каждый метр открытой степи перед обороняемыми позициями был ими пристрелян.
В ночь с 18 на 19 февраля 1943 г. наши войска пошли в наступление, не имея поддержки артиллерии, так как она значительно отстала из-за бездорожья и непролазной грязи. Помогали только дальнобойные орудия. По воспоминаниям новомышастовцев, очевидцев тех лет, наши снаряды летели над станицей и взрывались на поле боя в районе бывшей первой колхозной бригады и по всей линии фронта.
Первые атаки красноармейцев желаемого успеха не принесли. Под сильным пулеметным и минометным огнем гибли десятки бойцов и командиров. Прорвать такую оборону противника было очень непросто. Наступавшие вновь и вновь шли в атаку, но выбить врага с позиций с ходу не удавалось. И если бы оккупанты сами не оставили своих позиций и не отошли на Ивановскую, опасаясь окружения нашими войсками, вклинившимися с севера, то наши потери были бы значительно большими.
Наступление на Новомышастовскую с юго-востока вели подразделения 9-й горно-стрелковой дивизии. После боев хоронили погибших воинов местные жители. Одним из них был Пантелей Александрович Бугай. Пятнадцатилетним подростком, вместе с другими сверстниками, он помогал армейской похоронной команде. Его воспоминания и помогли членам районного поискового отряда «Здебор», спустя 75 лет после того февральского боя, найти утерянную могилу 19 павших бойцов и командиров.
В ней, кроме останков, усеянных осколками и пулями, были найдены личные вещи погибших: карманные часы, перочинный нож, пряжки от солдатских поясов, множество пуговиц и… подсолнечные семечки.
По донесениям командиров о безвозвратных потерях 18-19 февраля 1943 г. поисковики уже установили некоторые фамилии погибших в том бою. Один из них — пулеметчик Моисей Коморный из станицы Петропавловской Курганинского района.
По воспоминаниям П.Бугая, среди погибших, найденных тогда на поле боя, особенно обратил на себя внимание пулеметчик. Занимаемая бойцом позиция была сплошь покрыта воронками от мин, прямым попаданием одной из них он и был убит. Вокруг солдата лежали горы стреляных гильз. Похоронили воина вместе с другими, завернув в плащ-палатку. Имени героя юный станичник не знал, а документы бойца взял с собой старший похоронной команды.
В тот же день, когда на сайте «Голоса правды» было рассказано о найденной поисковиками «Здебора» братской могиле, руководителю отряда Виталию Руликову-Черному позвонила взволнованная женщина и сообщила: вами найден наш отец и дед Моисей Иванович Коморный! Это была Нина Ивановна Сороколетова, его внучка. Живы также пятеро из шести детей погибшего пулеметчика, растут его внуки и правнуки.
Красноармеец Моисей Коморный, 1896 года рождения, был еще участником гражданской войны. Его призвали на фронт в 1942 г. в числе первых, но под Майкопом он попал в плен. Колонну захваченных красноармейцев гнали через станицу Петропавловскую полицаи. Видимо, Моисей сбежал, либо кто-то отпустил его. До прихода наших войск он скрывался от оккупантов, а потом, 10 февраля 1943 г., снова пошел воевать. Всего через 9 дней М.Коморный героически погиб под Новомышастовской и, возможно, поэтому его имени нет даже в списках воинской части.
Семья бережно хранила историю гибели родного человека. Вернувшийся с войны однополчанин М.Коморного Нефед Филиппович Булатов рассказал, как погиб отважный пулеметчик, и что он похоронен под станицей Новомышастовской. Но где его могила — никто не знал все эти годы. В памяти одной из дочерей солдата отложилась деталь, отмеченная тогда Н.Булатовым: наступавшие недоедали, а когда шли в бой через неубранное поле подсолнечника, набирали в карманы семечки, чтобы хоть как-то утолить голод.
Действительно ли пулеметчик, найденный П.Бугаем — Моисей Коморный? У поисковиков сомнений в этом нет, слишком уж много совпадений. Когда они поднимали останки бойцов, то обнаружили и обрывки плащ-палатки, в которую когда-то завернули пулеметчика, и полуистлевшие, рассыпающиеся в руках подсолнечные семечки рядом с погибшими.
Благодарные новомышастовцы помнят своих освободителей. Организовать перезахоронение со всеми воинскими почестями и православным отпеванием поисковикам помогла администрация сельского поселения, а в поисковых работах — директор предприятия «Россия» Валерий Джура, станичники Сергей Денисенко, Александр Клиновой, Андрей Бондаренко, казаки станичного общества. И сколько бы ни прошло лет, память о подвиге освободителей будет жива.
Нина Сороколетова, внучка М.Коморного, станица Петропавловская Курганинского района:
— У всей нашей семьи не хватает слов, чтобы выразить свою благодарность всем, кто нашел место гибели родного нам человека. Семь с половиной десятилетий мы не знали, где его могила, но все эти годы надеялись ее разыскать. Низкий поклон всем вам, добрые люди! Наша семья никогда этого не забудет.
Пантелей Бугай, старожил станицы Новомышастовской:
— То, что происходило у нашей станицы три четверти века назад, до сих пор невозможно вспоминать без душевной боли. Я видел своими глазами тех погибших, которые теперь будут покоиться у Вечного огня. Вечной должна быть и память о них у нынешних и будущих поколений.
Виталий Руликов-Черный, руководитель поискового отряда «Здебор»:
— Поиски этой братской могилы мы вели более полутора лет, и на этот раз нам очень повезло. К сожалению, так бывает далеко не всегда. На территории нашего района десятки таких безвестных захоронений военных лет, которые еще предстоит отыскать. Надеемся, что жители станиц и хуторов и дальше будут помогать нам, возвращая имена тех, кому мы обязаны жизнью.