Стоит ли жителям Красноармейского района бояться паводков?

«ГП» вместе со специалистами разобрался в этом вопросе

Фото «Голоса правды»

К теплым зимам уже привыкли, а к дождливым — еще нет. По-видимому, привыкать все же придется, если судить по информации синоптиков о процессах глобального потепления. Осень, а за нею и зима на дожди оказались щедрыми. Если декабрь с его 60 мм осадков всем показался слякотным, то в январе уже выпало около 130 мм. Как правило, уровень воды в реках Кубань и Протока поднимается в марте-апреле. Но уже сегодня он здесь превысил на метр декабрьские показатели. Жители хуторов и поселков Трудобеликовского и Чебургольского поселений обеспокоены и каждый дождь принимают с тревогой: чем это обернется? Множатся слухи о том, что в этом году без наводнения не обойдется. Вместе со специалистами обсуждаем и проблему, и слухи.

Река Кубань и ее рукав Протока полнехонькие. Если еще будут идти дожди, до чрезвычайной ситуации — рукой подать.

Да, уровень воды в реках поднялся, но не настолько, чтобы бить тревогу. Вода в Кубани и Протоке держится в своих естественных берегах. Если рассматривать карту Красноармейского района не с географических позиций, а как интерактивную, получается, что самая уязвимая территория в плане затопления, это Чебургольское сельское поселение. Здесь — низина, соответственно, именно на чебургольский участок дамбы ложится основная нагрузка в случае большой воды. Пока ничего критического на этой части береговой линии нет.

Главный инженер Красноармейского филиала ФГУ «Кубаньмелиоводхоз» Михаил Левицкий сообщил редакции: на сегодняшний день в Краснодарском водохранилище воды собрано 1,2 млрд кубометров, притом, что можно «поднимать» до 1,8 млрд. Приток относительно небольшой — порядка 600 кубометров в секунду, на сброс идет фактически столько же, то есть резерв вместимости водохранилища очень приличный.

Краснодарское водохранилище заиливается, прежнего объема уже нет. Гидротехнические сооружения давно не знали ремонта. Так же и с реками. Берега размываются, и никому до этого дела нет.

Заиливание — естественный процесс. Водохранилище наполняется левыми притоками Кубани — реками Белая, Пшиш, Марта, Апчас, Шундук, Псекупс. Во время половодья они несут вместе с водой тысячи тонн размытого грунта. Конечно же, речные наносы дают о себе знать, объем чаши рукотворного моря уменьшился. Но самый крупный искусственный водоем Северного Кавказа не остается без внимания. Земснаряды чистят устья, капитально отремонтирован судоходный шлюз. На регулярной основе, то есть планово, ремонтируются затворы на основных гидротехнических сооружениях. Эта же работа производится и в настоящее время, можно сказать — сейчас.

Реки тоже не бесхозные. В прошлом году Армавирская ПМК выполнила многомиллионные работы по укреплению берега реки Кубань на трех ее поворотах в границах Октябрьского сельского поселения. Самый протяженный участок — более 800 метров — в районе хутора Молдаванского. Здесь берег взят в металлокаменное кольцо. Сотни тонн бутового камня, булыжника, металлическая сетка, анкерные болты — все это сделает берег неуязвимым на долгие годы. В 2017 году в районе станицы Чебургольской уже наши строители из ООО «Нивелир» справились с задачей укрепления берега по такой же технологии. Чтобы читателю было понятно, какое это дорогостоящее и технически сложное дело, скажем о цене вопроса. По расценкам 2017 года, 1 метр строительства берегового укрепления обходился в 37 тысяч 850 рублей. На начало 2019 года произошло удорожание, и метр надежного берега стоит уже 44 тысячи 900 рублей. Пожалуй, узким местом в системе управления водной стихией является устье реки Протоки. По свидетельству рыбаков и охотников, устье заилилось, течением сюда принесло коряги, ветки и целые деревья. Все вместе взятое «подняло» дно настолько, что пройти этот участок, соединяющий реку с морем, даже на обыкновенной лодке стало проблематично. А ведь это подпор, баррикада, которая будет работать на подъем уровня воды в верхнем течении реки.

За реками следить толком некому. Все пущено на самотек.

На самом деле за поведением рек следят. Если говорить о Чебургольском поселении, здесь отслеживает состояние реки специалист местной администрации Олег Лептягин. На насосной станции №4, работающей на сброс воды, есть гидропост. Подключены к контролю местные казаки и отряд спасателей. Они регулярно проводят осмотр дамбы. Самую большую опасность несут… кроты. Этим довольно мелким зверькам под силу насквозь продырявить своими ходами земляной вал. В половодье вода быстро находит слабые места и начинает свою разрушительную работу. Сначала сочится, а потом бежит ручьем и, наконец — сумасшедшим потоком.

Так или нет, но говорят, что страшные прорывы дамбы в шестидесятые годы прошлого века в районе хуторов Ханьков и Октябрьский Славянского района спровоцировали кроты. С них все началось.

Краснодарское водохранилище построили напрасно. Это стало головной болью для власти: обслуживание чаши съедает кучу бюджетных денег. Никаким рисом это море не окупить!

Со времен заселения Кубани запорожскими и другими казаками, на равнине, не говоря уже о низовье, хозяйничала вода. В 1956 году паводок принес беду в 156 населенных пунктов, были затоплены несколько районов города Краснодара. Ущерб от наводнений исчислялся десятками миллионов еще тех, советских, рублей. В 1966 году ущерб составил 60 миллионов. Начиная с 1973 года, Краснодарское водохранилище 13 раз (!) предотвращало самые худшие сценарии, связанные с наводнением. В свое время член комиссии Совета Федерации по ликвидации последствий паводка на юге России 2002 года Николай Кондратенко отмечал в докладе: «Проектировщикам и строителями надо в очередной раз поставить памятник. Если бы не водохранилище, все Приазовье, Адыгея, огромная часть края были бы в воде. А там склады ядохимикатов, животноводческие фермы, нефтехранилища. Трудно представить трагедию, которая бы здесь разыгралась». Кубанское море, как иногда называют водохранилище, имеет комплексное значение. Это и водосборник в случае большой воды, и ее распределитель в случае засухи, и «чашка», обеспечивающая существование такой отрасли, как рисосеяние.

Море заилилось, обмелело, воды на рис будет отпускаться мало, а поэтому и посеют его в 2019 году в два раза меньше.

Как сообщил нам заместитель главы Красноармейского района, начальник райсельхозуправления Алексей Науменко, по предварительны расчетам, рис в текущем году займет площадь 46,5 тысячи гектаров. Это больше прошлогодних посевов на 4 тысячи гектаров.

На ремонт насосных станций денег не выделяют, а если и выделяют, то крохи. По этой же причине распущены ремонтные бригады.

— Кто бы и что бы ни говорил, а к поливу риса 2019 года мы усиленно готовимся, — рассказывает начальник Красноармейского филиала ФГУ управления «Кубаньмелиоводхоз» Дмитрий Сотников. — Двенадцать насосов из сорока уже отремонтированы. Реставрацией деталей занимаются специализированные предприятия Темрюка и Крымска. А разборку-сборку агрегатов и их текущий ремонт берут на себя наши бригады. Люди никуда не делись, они работают и работают неплохо. Руководят бригадами Артем Гладкий, Евгений Просветов и Виктор Финько. Все трое — специалисты высочайшего класса. Так что весна и, соответственно, посевная риса, для нас не будет неожиданностью.

Цифры и факты

40 километров — длина Краснодарского водохранилища. В ширину на отдельных участках его протяженность достигает 15 километров. Глубина искусственного водоема — от 5 до 16 метров.

600 тысяч гектаров — такая территория края с частотой раз в десятилетие могла бы страдать от сильных наводнений, если бы не водохранилище.

20 тысяч кубометров — расход воды за сезон на 1 га при выращивании риса.

Встанице