В Марьянской готовятся к разработке песчаных карьеров в пойме реки Кубани

Часть жителей, не зная, что пока еще идут согласования, выступает против

Фото «Голоса правды»

Строительство дороги Дальнего Западного обхода Краснодара на Крым потребует огромного количества сыпучих инертных материалов. Под станицей Марьянской разведали значительные залежи песка, и поначалу эту находку посчитали за подарок. Но, как только о карьерах заговорили как о вопросе решенном, станичники заволновались. Выяснилось: четверть века назад на этом месте был посажен лесной массив.

«Стрелка» на дамбе

Закладка 70 га зеленых насаждений обошлась государству почти в пятьдесят миллионов рублей — в деньгах того времени. Место стало любимой зоной отдыха станичников. Марьянцы здесь охотятся, рыбачат, проводят экскурсии для школьников и просто выезжают на пикники.

Логично, что одним из первых тревогу забил Виктор Федченко. Этот человек для станичников — знаковая фигура. С 1976 по 1998 год он руководил Марьянским лесхозом. Это благодаря его инициативе в пойме реки Кубани, рядом со станицей, были посажены тысячи деревьев. Виктор Федченко и позвонил в редакцию, рассказав, что жители собираются встать на защиту «зеленого друга».

Среди тех, кто поспешил к месту встречи — на дамбу — были депутаты Совета поселения, местные казаки, просто неравнодушные люди, большей частью — средних лет. Всего человек пятьдесят.

Приехали заместитель главы района, начальник райсельхозуправления Алексей Науменко, глава поселения Андрей Макарец, руководитель проекта по разработке карьера Константин Панов. И, конечно, Виктор Федченко. С ним были двое ветеранов-лесников, Виктор Коржов и Владимир Воробьев, в прошлом — начальники отделов службы лесного хозяйства по Краснодарскому краю.

Прения

С первых же минут «прений» стало понятно: разговор будет непростой. Константин Панов взялся объяснять: что будет, где и зачем. Постарался развеять тревоги относительно естественного древесного покрова и искусственного леса поймы: мол, при устройстве первого карьера посадка пострадает только частично. А второй карьер вообще расположится в пролеске или, попросту сказать, на поляне.

Пошли встречные вопросы. Марьянцы попросили показать документы на выделение земельного участка, геологоразведку, лицензию на пользование недрами и другие важные бумаги по запуску проекта карьера «с нуля». Но у Панова, кроме отксерокопированных карт местности, с собой ничего не было. Тем не менее, он заверил, что вся правовая, нормативная и техническая документация есть в наличии.

Сомнения

Лесники Виктор Федченко, Виктор Коржов и Владимир Воробьев засомневались в том, что все происходящее за околицей станицы — законно. Причина недоверия в следующем: если разработчик карьера заверяет, что есть все экспертные заключения, то почему никто не обратил внимания на тот факт, что объекты по добыче песка располагаются в лесном массиве водоохранной зоны? Это первое. И второе: лесные насаждения находятся в непосредственной близости от станицы, а значит, по мнению ветеранов лесного хозяйства, могут считаться лесопарком.

Фото «Голоса правды»

Слухи

Уже недалек тот день, когда в пойме реки начнет работать землеройная техника, а жители Марьянской толком не знают, что у них происходит под боком. Одни говорят, что, по положению, должны были организовать публичные слушания, а другие — нет, мол, земли у реки — это краевая и федеральная собственность, поэтому «кто нас будет спрашивать».

Информационный провал обернулся распространением самых невероятных слухов. Прямо по Высоцкому: «И словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам…».

Так что встреча на дамбе стала пресловутым «задним числом», которым пытаются исправить промахи. Хоть и с большим опозданием, но людям начали объяснять: что происходит и как. Причем уже не на карте, а натурально — на местности.

Аргументы — против

Приехали на межлесье — ту поляну, которая скоро должна стать котлованом, из которого будут «намывать» песок. Виктор Федченко посчитал необходимым напомнить про лесопосадку, с которой за два сезона — в 1993-1994 годах — справились станичники.

— На эти цели были выделены государственные средства —  48,1 миллиона рублей в деньгах тех лет, — сказал он. — Я лично ездил в Ессентукский лесхоз, чтобы выбрать и заказать саженцы липы, черного ореха, ясеня, карагача, черемухи, рябины и других пород деревьев. Закладкой леса занимались до 150 работников лесхоза и жителей Марьянской. Все работали с энтузиазмом. И вот сегодня судьба нашего, можно сказать, рукотворного леса под вопросом. Что будет с ним, если рядышком начнется разработка карьера?

По мнению заслуженного лесовода России Виктора Федченко, в этой истории много драматичных моментов. Зеленый массив, который возник трудами станичников фактически на неудобьях, по какому-то недоразумению так и не был переведен в категорию «земли лесного фонда». Но и это еще не все. Непонятным образом исчезли документы, подтверждающие факт посадки деревьев под Марьянской.

— Но я думаю, — подвел черту бывший лесничий, — что это поправимо. Если человек потерял паспорт, то ведь найдутся свидетели, которые подтвердят, где он родился и вырос. Так и с лесом.  Давайте возьмемся за документальное оформление нашего «зеленого друга» и закрепим факт его существования.

В этом месте возникла пауза, которую никто не нарушил вопросом, хотя, если не каждый, то большинство из собравшихся спросили бы: «Почему вновь образованный объект не был поставлен на кадастр? Почему ни сам Виктор Федченко, ни чиновники лесного хозяйства Краснодарского края не взяли на себя «бумажный труд»? По картам здесь никаких посадок нет. Есть земли лесного фонда (Черный Лес), есть земли водного фонда (пойма). И примыкающая к ним неиспользуемая пашня земель сельскохозяйственного назначения.

И кого теперь винить? Вновь начались прения. Уже по другому поводу. Марьянцы стали выяснять: как в условиях добычи песка будет использоваться зона отдыха, охоты и рыбалки? Каким образом вообще можно будет сюда попадать, если большая территория отрежется на производственные цели и фактически будет отчуждена?

Фото «Голоса правды»

Аргументы — за

Руководитель проекта по разработке карьеров Константин Панов выдвинул свои аргументы:

— В первую очередь хочу ответить на особо горячие вопросы. Первый: почему мы не хотим воспользоваться речным песком: мол, и русло бы почистили, и стройматериал взяли. Потому что речной песок запрещено использовать в строительных целях. Если это происходит — значит, кто-то преступает закон. Второе: почему именно под Марьянской решили разрабатывать карьеры? Поясняю: геологоразведка показала, что как раз в этом месте очень большие запасы песка — четырнадцатиметровый слой. Ну и близость к основным дорожным развязкам, которые будут строиться — тоже не последний аргумент. Нужно понимать: Марьянская стала главным узлом, соединяющим Дальний Западный обход Краснодара и трассу на Крым. Чтобы была ясна цена вопроса строительства трассы, сообщаю: только устройство карьеров под Марьянской обойдется в 780 миллионов рублей. Плюс 94 миллиона — подводящая дорога из бетонных плит.

Как и всякая большая стройка, дорожная магистраль предполагает какие-то неудобства и потери. Но все это несравнимо с открывающимися перспективами, считает Константин Панов.

— Мы готовы к компромиссам, готовы вносить коррективы в какие-то части проекта. Например, сдвинуть отметки карьеров таким образом, чтобы не пострадало ни одно дерево. Мы — за контакты с местным населением и его доброе расположение, — высказался руководитель проекта. — Меня сурово спрашивают: что вы оставите после себя, когда стройка трасс закончится? Отвечаю: два озера, которые образуются на месте карьеров. Это станет еще одним местом для рыбалки — почему нет? В качестве спонсорской поддержки поселению заасфальтируем третий выезд из Марьянской. Ну и, наконец, будем исправно платить налоги в поселенческий бюджет и тем самым фактически удвоим его наполняемость.  Я не оговорился — удвоим, потому что на карьерах будет работать около тысячи человек. И что важно — с хорошей заработной платой, из чего и складывается весомость налога на НДФЛ.

Что в итоге

Встреча закончилась решением создать общественную комиссию, в которую войдут депутаты, специалисты в области лесного хозяйства, актив станицы. Будут собраны и систематизированы все замечания и предложения. — Большая просьба к населению станицы: проявляйте активность, все болевые вопросы должны быть урегулированы сейчас, — подытожил глава Марьянского сельского поселения Андрей Макарец.

Мнения

Алексей Науменко, заместитель главы района, начальник райсельхозуправления:

Я думаю, не будет лишним вспомнить историю. В начале двадцатого века казаки станицы Новомышастовской (по другой версии — Староджерелиевской) воспротивились строительству железной дороги. Мол, паровозы скотину будут пугать, надои уменьшатся. Дело кончилось тем, что пассажирское и грузовое движение на этих направлениях ограничилось автотранспортом с соответствующими накладными расходами. Строительство дороги в обход Краснодара и от станицы Марьянской — дальше на Крым — откроет новые возможности, сбережет время и средства. Красноармейский район наконец-то вырвется из плена «пробок».
Дорога нужна всем нам, и ставить палки в колеса — это не лучшее решение. Что же касается претензий — да, необходимо все их аккумулировать и начать договариваться.
Возможность такая есть. Подрядчик готов учитывать пожелания жителей станицы, делать альтернативную дорогу для заезда в зону отдыха и даже смещаться на местности в силу каких-то объективных причин.
Заверяю: администрация района примет самое деятельное участие в разрешении всех спорных вопросов.

Владимир Воробьев, ветеран труда, кандидат сельскохозяйственных наук:

Я — автор научной диссертации «Долины, дубравы реки Кубани». Само название работы говорит о компетенции в вопросе, который мы обсуждаем. Мое мнение такое: разработка карьеров — нужное для строительства дороги дело, но здесь все должно быть в согласии с законом. Даже ради федеральной, очень востребованной, трассы мы не должны нарушать Земельный, Лесной, Водный кодексы, экологическое законодательство Российской Федерации.
Необходимо все юридические нюансы уладить сейчас, потому что завтра может быть как в известной поговорке: «После драки кулаками не машут».

Встанице