Рыжие бестии воруют домашнюю птицу
Наша сотрудница Ирина Цырихова, работая с подшивками «Голоса правды» прошлых лет, наткнулась на любопытную информацию за 1969 год. В ней говорилось, что райисполком дал разрешение на отстрел лис, поскольку численность хищника, подверженного заболеванию бешенством, возросла. И это стало реальной угрозой как для домашних животных, так и для людей. Ирина поделилась этой информацией с журналистами, сообщив попутно: как раз в эти дни ее знакомый Александр Жилин борется с рыжими разбойниками. Получалось, что спустя полвека все вернулось на круги своя: лисы вновь представляют опасность.
Июнь. Начало войны
Мы встретились с Александром Жилиным. Полтавчанин подтвердил, что едва смог отвадить лисью семейку, обосновавшуюся на станичной окраине, по улице Коммунистической.
— Где-то с середины июня мы стали замечать лис постоянно, — рассказывает Александр. — Всей семейкой или поодиночке хищники попадались на глаза регулярно. Жена видела, как они спокойно бегают между грядками. Сосед Александр Сарычев рассказывал, что рыжие не прочь полакомиться его шелковицей. Другая соседка, тетя Нина Жеребчук, вообще, поливая огород, обнаружила лису в нескольких метрах, и только струя воды смогла ее отпугнуть. А потом и я встретился с хищником, что называется, глаза в глаза. Жарил шашлык и что-то заставило меня оглянуться. Рядом крутилась Патрикеевна, нюхая вкусный дымок.
С сыном мы выследили место обитания незваных гостей — на одном из земельных участков, где начинали возводить строение, а потом бросили. В зарослях бурьянов то тут, то там валялись птичьи перья, обглоданные кости. Нашли также нору под фундаментом, и, недолго думая, забросали ее новогодними хлопушками.
Какое-то время было затишье. И вдруг слышу, жалуются люди с улиц Тельмана и Интернациональной, что кто-то ворует кур и уток. Как раз там живет сын тети Нины Жеребчук, Андрей. Он рассказал, что не раз видел лисиц, перебегающих дорогу со стороны одичавшего участка в районе СОШ №6. Насколько я знаю, там стали выделять землю под застройку, но пока только один домик вырос, остальная территория густо заросла камышом. Похоже, что лисы поменяли стоянку и теперь делают набеги из этих камышей.
На прививку надейся, но будь начеку
— Действительно, агрессивность лисы или, наоборот, ласковость, попытки подойти к человеку — такие поведенческие качели могут свидетельствовать о болезни, название которой — бешенство, — соглашается начальник ГБУ «Управление ветеринарии Красноармейского района» Андрей Прядко. — Последние несколько лет ветеринарная служба района совместно с обществом охотников и рыболовов активно противостоит заболеванию. Два раза в год в возможных местах обитания хищников, таких, как шакал и лисица, разбрасывается в общей сложности двенадцать тысяч доз вакцины. Это своего рода конфетка, которая работает, как прививка от бешенства. Средства на вакцинацию выделяются из государственного бюджета, и этот факт говорит сам за себя. Укус больного зверя очень опасен. Если сразу не обратиться в больницу, исход на 95 процентов летальный. Агония — страшная. Как говорится, врагу не пожелаешь.
По кругу
Казалось бы, после такого комментария, соответствующие службы должны немедленно искоренить опасность. Как это было сделано в 1969 году, когда райисполком своей властью провел решение произвести отстрел лис, подключив к этой задаче охотников. Но не тут-то было.
— Если думаете, что охотники в Полтавской сразу же возьмутся за ружья, вы глубоко заблуждаетесь, — сказал председатель районного общества охотников и рыболовов Василий Лигостай. — Закон не позволяет нам охоту в черте населенного пункта. Это наказуемо, причем так, что мало не покажется.
— Что же делать? — Спрашиваю. — Мириться с тем, что лисы прижились в станице в канун первого сентября, да еще и рядом со школой?
— Конечно, нет. В черте населенного пункта эту проблему может решить служба отлова безнадзорных животных.
Находим телефон этой самой службы, базирующейся в Краснодаре на улице Зиповской, и получаем ответ:
— Мы занимаемся отловом домашних животных, а это дикие, фауна. За лис нам так шею намылят, мало не покажется. Обращайтесь в общество охотников и рыболовов.
Просим прокомментировать ситуацию одного из опытнейших охотинспекторов района по Старонижестеблиевскому участку Владимира Косача.
— Да, это, правда, — говорит инспектор. — Одни не могут отстреливать лис, потому что звери орудуют в границах населенного пункта. Другие разводят руками, потому что это представители фауны. Получается правовой тупик.
Ждем зачистки
А как обстоит дело в других населенных пунктах района, как там насчет лис?
— Если Полтавскую атакуют со стороны улицы Коммунистической, то Протичку — со всех сторон, — поясняет председатель первичного общества охотников и рыболовов хутора Петр Скоропышный. — Буквально на днях знакомый рассказывал: он идет по меже со стороны огорода, а лиса — со стороны улицы, что называется ноздря в ноздрю. И вот до чего мудрая! Понимает, что проволочная сетка ограждает ее от каких-либо действий человека. Ну и правда, чего же его бояться.
— А чем можно объяснить лисье нашествие на населенные пункты?
— Пришествие лис — это следствие. А причина в том, что их территорию обитания отбирают шакалы. Что такое шакал? Это маленький волк. Он сильней и агрессивней лисы, в драке он ее побеждает. И рыжим хищникам ничего не остается, как искать прокорм и, в известном смысле, защиту вблизи человека. Что с этим делать, вы спрашиваете? Немного подождать, и проблема рассосется. В начале ноября открывается охота на пушного зверя, соответственно, на лису и шакала, что позволит подрегулировать численность этих хищников. Тем более, что охотники тоже недосчитались в хозяйстве кур, и у них на кумушек очень наточенный зуб.
P.S.
Вроде бы забрезжил свет в конце тоннеля, но удовлетворения особого нет. Ведь, по большому счету, ситуацию никто не смог разрулить на законных основаниях. Напротив, все, от кого можно было бы ожидать помощи, развели руками. Выход один — ждать ноября. А лисы тем временем будут шастать, где попало, таскать птицу с подворий, подозрительно ластиться или кусаться. Да и потом не факт, что, прижившись в станицах и хуторах, они, после охотничьих зачисток, вернутся мышковать в свою среду обитания. Это все равно, что представить медведя, который, натрескавшись меда на пасеке, раз и навсегда забудет туда дорогу.
Материл подготовил Сергей Базалук.